Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июля 2004 г. N А56-16120/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Резниковой Е.В. (доверенность от 23.06.2004), Прохошиной Г.Г. (доверенность от 28.07.2004), Лысцевой Т.В. (доверенность от 01.07.2004), от ООО "Эркон" Марченко Ю.В. (доверенность от 28.10.2003),
рассмотрев 29.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эркон" на решение от 10.12.2003 (судья Савицкая И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 09.04.2004 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16120/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эркон" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 17.04.2003 N 12/24 в части начисления 8 620 744 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 10.12.2003 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2004 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом норм статей 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и процессуального законодательства, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция указывает, что судебные акты являются законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель налоговой инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию налоговые декларации по операциям по внутреннему рынку за февраль-ноябрь 2002 года, где заявил к возмещению, в том числе, 8 620 744 руб. НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов по налоговой декларации налоговая инспекция направила обществу требования о представлении Главной книги, документы первичного учета, банковских документов, подтверждающих расчеты с поставщиками и покупателями, копии договоров, транспортные документы.
В связи с тем, что документы не были представлены, налоговая инспекция приняла решение от 17.04.2003 N 12/24 об отказе в привлечении общества к ответственности и начислении пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 100 руб. штрафа за непредставление документов по требованию налогового органа и отказе в возмещении заявленной суммы.
Судебные инстанции отказали в признании недействительным решения налогового органа, поскольку налогоплательщик не доказал правомерности и обоснованности заявленных вычетов. При ввозе товара на таможенную территорию России налог был уплачен третьими лицами, однако, документов, подтверждающих наличие взаимных обязательств между обществом и этими лицами, не представлено.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда правомерными.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. В силу пункта 1 названной нормы возмещению (зачету, возврату) в порядке этой статьи подлежит полученная по итогам налогового периода разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ также предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 172 НК РФ. Согласно пункту 1 этой статьи налоговые вычеты, приведенные в статье 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу названных норм вычет сумм налога на добавленную стоимость должен быть документально подтвержден определенными доказательствами.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно статье 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Данная обязанность налогоплательщика закреплена и в статье 23 НК РФ.
В данном случае заявитель не исполнил своей обязанности по предоставлению истребованных документов, что лишило налоговую инспекцию возможности проверить законность и обоснованность налоговых вычетов.
Таким образом, при отсутствии первичных документов налоговая инспекция правомерно отказала обществу в возмещении НДС.
То обстоятельство, что налогоплательщик представил эти документы в суд, не влияет на законность обжалуемого решения налогового органа, так как на момент его вынесения оно соответствовало нормам налогового законодательства. Кроме того, судом установлено, что представленные налогоплательщиком документы не подтверждают обоснованность налоговых вычетов. У суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки данного вывода.
При указанных обстоятельствах, судебные акты не подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.04.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16120/03 оставить без изменений, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эркон" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июля 2004 г. N А56-16120/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника