Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июля 2004 г. N А56-1371/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области Семеновой А.В. (доверенность от 31.12.2003 N 33182),
рассмотрев 29.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2004 по делу N А56-1371/04 (судья Пилипенко Т.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОСТ Банкеринг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании полностью недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 28.07.2003 N 13-24/19850 и обязании налоговой инспекции возместить 43 671 руб. налога на добавленную стоимость за март 2003 года путем возврата на расчетный счет Общества.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество уточнило заявленные требования и просило признать недействительным решение налоговой инспекции от 28.07.2003 N 13-24/19850 в части отказа в возмещении 43 671 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2003 года.
Решением от 03.03.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно заявило 43 671 руб. НДС, поскольку отсутствует документальное подтверждение уплаты названного налога в бюджет поставщиком Общества - обществом с ограниченной ответственностью "ЗАРТЭК" (далее - ООО "ЗАРТЭК").
Представитель Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора на бункеровку от 04.01.2003 N 015/01-03, заключенного с фирмой "North east Baltic Oil Co. LTD", экспортировало бункерное, дизельное топливо и масло.
Общество 18.04.2003 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию за март 2003 года по экспортным операциям, НДС по которым исчисляется по ставке 0 процентов. В декларации Общество заявило к возмещению 75 696 руб. названного налога. Вместе с декларацией Общество представило документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение НДС.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленной Обществом декларации и документов по вопросу правомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям.
В ходе проверки налоговая инспекция установила, что Обществом неправомерно заявлено к вычету 43 671 руб. НДС за март 2003 года, поскольку отсутствует документальное подтверждение уплаты названного налога в бюджет поставщиком налогоплательщика ЗАО "ЗАРТЭК".
По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 28.07.2003 N 13-24/19850, пунктом 1 которого Обществу отказано в возмещении 43 671 руб. НДС за март 2003 года.
Общество с данным решением не согласилось и обратилось с жалобой в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, который решением от 30.10.2003 N 15-18/20171 оставил жалобу без удовлетворения.
Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя заявленные Обществом требования, указал на выполнение налогоплательщиком требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих право Общества на возмещение 43 671 руб. НДС, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для отказа Обществу в возмещении названного налога.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение НДС при экспорте припасов необходимо доказать факт экспорта, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171-173 и статьей 176 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие право налогоплательщика на возмещение НДС. Налоговая инспекция не оспаривает факт экспорта товара и поступления выручки на счет Общества, а также уплаты налогоплательщиком сумм НДС поставщику товара.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о необоснованности довода налогового органа о неправомерности предъявления Обществом к возмещению 43 671 руб. НДС к возмещению в связи с отсутствием документального подтверждения уплаты названного налога в бюджет поставщиком налогоплательщика - ООО "ЗАРТЭК", а следовательно, и с отсутствием в бюджете источника для его возмещения.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания возникновения и порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение налога на добавленную стоимость, не связывают его с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг.
Кроме того, оспариваемым решением установлено, что ООО "ЗАРТЭК" своевременно и в полном объеме представляет налоговую отчетность и производит уплату НДС в бюджет.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал оспариваемое решение налогового органа в части отказа в возмещении 43 671 руб. НДС недействительным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение сумм налога на добавленную стоимость производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в течение которых налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично).
В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
В данном случае справкой налогового органа от 02.02.2004 N 06-05/2847 подтверждается отсутствие задолженности у Общества по уплате в бюджет и внебюджетные фонды. Заявлением от 15.12.2003 Общество обратилось о возмещении 43 671 руб. НДС путем возврата на расчетный счет.
Из приведенных норм следует, что суд обоснованно обязал налоговую инспекцию возместить Обществу 43 671 руб. НДС путем возврата на расчетный счет, фактически уплаченного им при осуществлении экспортных операций, поскольку решение налогового органа об отказе в возмещении указанной суммы названного налога неправомерно, в связи с чем, признано судом недействительным.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству, а следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2004 по делу N А56-1371/04 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июля 2004 г. N А56-1371/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника