Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 августа 2004 г. N А56-1020/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 05.02.2004 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 20.05.2004 (судьи Бойко А.Е., Исаева И.А., Кадулин В.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1020/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕГАмарт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция), выразившегося в уклонении от вынесения решения о возмещении из бюджета путем возврата рана расчетный счет Общества 4 940 000 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за май 2003 года и об обязании налоговой инспекции вынести решение о возврате указанной суммы налога на расчетный счет Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Отделение по Петроградскому району Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 05.02.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы утверждает, что после получения 06.11.2003 заявления Общества о возврате на расчетный счет 4 940 000 руб. налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению налогоплательщику из бюджета по декларации за май 2003 года, налоговая инспекция 13.11.2003 направила Обществу требование о представлении первичных документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты сумм налога, отраженных в декларации за май 2003 года. Поскольку документы Обществом не представлены, суды неправомерно признали незаконным бездействие налогового органа и возложили на него обязанность вынести решение о возмещении спорной суммы налога на расчетный счет Общества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители с надлежаще оформленными документами, подтверждающими полномочия, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 20.06.2003 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за май 2003 года. Заявленная к возмещению сумма налога составила 4 940 000 руб.
По истечении предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 176 НК РФ трех месяцев Общество направило в налоговый орган заявление от 06.11.2003 о возврате из бюджета налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению по декларации за май 2003 года, в сумме 4 940 000 руб.
Предусмотренное пунктом 3 статьи 176 НК РФ решение о возврате налога на добавленную стоимость на расчетный счет налоговым органом не принято.
Общество, считая бездействие налогового органа незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Судебные инстанции признали бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о возмещении из бюджета путем возврата на расчетный счет Общества 4 940 000 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за май 2003 года в установленный пунктом 3 статьи 176 НК РФ срок, незаконным, и обязали налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем вынесения решения о возмещении Обществу из бюджета 4 940 000 руб. налога на добавленную стоимость путем возврата на расчетный счет Общества.
Кассационная инстанция, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что суды, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
Статьей 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей вычеты.
Вычетам согласно пункту 2 статьи 171 и статье 172 НК РФ подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также товаров, приобретаемых для перепродажи, после принятия на учет указанных товаров с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов
Как указано в статьях 52, 54 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налоговая база определяется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода и на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно пунктам 1-2 статьи 176 НК РФ, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно.
В силу пункта 3 статьи 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Из приведенных норм следует, что налоговый орган обязан - при условии поступления от налогоплательщика декларации по налогу на добавленную стоимость, согласно которой налогоплательщику подлежит возмещению из бюджета определенная сумма налога, заявления о возврате подлежащей возмещению из бюджета суммы налога на расчетный счет налогоплательщика, а также наличия суммы налога, которая не была зачтена в течение трех календарных месяцев, следующих за налоговым периодом, по итогам которого подана декларация, - принять решение о возврате налогоплательщику из бюджета этой суммы.
Если же в течение трех месяцев налоговым органом проведена налоговая проверка (камеральная, выездная) и по ее результатам принято решение о доначислении налогов, в том числе о восстановлении бюджету (полностью или в части) налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета по соответствующей декларации по налогу на добавленную стоимость, то налоговый орган обязан принять решение о зачете и в течение десяти дней после проведения зачета сообщить о нем налогоплательщику.
Если налогоплательщиком не подавалось заявление о возврате из бюджета подлежащего возмещению налога на добавленную стоимость, то принятие налоговым органом решения о зачете (полностью или частично) и сообщение о таком решении налогоплательщику будет означать уменьшение (либо отсутствие) суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета.
Если же налогоплательщиком заявление о возврате из бюджета подлежащего возмещению налога на добавленную стоимость подано до истечения трехмесячного срока, то принятие налоговым органом решения о зачете (полном или частичном) этой суммы налога и информирование об этом решении налогоплательщика, не освобождает от обязанности вынести соответствующее решение (о возврате налога полностью или - с учетом проведенного зачета - частично, или об отказе в возврате в полном объеме указанной в заявлении налогоплательщика как подлежащей возмещению из бюджета суммы налога ввиду ее отсутствия в результате принятых налоговым органом решений о доначислении (восстановлении) налога и о зачете).
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в установленном порядке представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию за май 2003 года, согласно которой Обществу подлежит возмещению из бюджета 4 940 000 руб. налога на добавленную стоимость.
В течение трехмесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 176 НК РФ, то есть до 31.08.2003, налоговой инспекцией не установлена неправомерность и необоснованность сведений, отраженных в представленной декларации, решений о доначислении (восстановлении) налога и о проведении зачета и уменьшении предъявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость налоговым органом не принималось.
Возврат в отношении не зачтенной в течение трех месяцев суммы налога на добавленную стоимость по заявлению Общества, поданному 06.11.2003, налоговым органом в двухнедельный срок не осуществлен.
При таких обстоятельствах дела суды правомерно признали незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невынесении решения о возврате налогоплательщику по его заявлению суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из бюджета, указав на нарушение налоговой инспекцией требований пунктов 1-3 статьи 176 НК РФ.
Направление налоговым органом 13.11.2003, за пределами трехмесячного срока, требования Обществу о представлении первичных документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты сумм налога, отраженных в декларации за май 2003 года, не влияет на правомерность решения судов о признании незаконным бездействия налогового органа. Пунктами 1-3 статьи 176, а также статьей 88 НК РФ установлен трехмесячный срок проведения камеральной проверки декларации налогоплательщика. А статья 93 НК РФ предоставляет право истребовать у налогоплательщика документы только при проведении налоговой проверки. Налоговый орган не обосновал как правомерность истребования документов за пределами трехмесячного срока, так и законность самого истребования первичных документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты сумм налога, отраженных в декларации за май 2003 года, вне рамок выездной налоговой проверки при отсутствии ошибок и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных налогоплательщиком в налоговый орган документах.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов, соответствующих действующему законодательству.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение от 05.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 20.05.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1020/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2004 г. N А56-1020/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника