Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 декабря 2000 г. N А05-5670/00-410/20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Закородонской Е.П., Дмитриева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Архангельской области на решение от 07.09.2000 (судьи Калашникова В.А., Пигурнова Н.И., Чалбышева И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2000 (судьи Гудков В.Н., Сумарокова Т.Я., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5670/00-410/20,
установил:
Учреждение УГ-42/19 Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным предписания Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Архангельской области (далее - казначейство) от 26.12.99 N 36-1-15/177П о взыскании 90 559 рублей 74 копеек штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета.
Решением суда от 07.09.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2000, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе казначейство просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в иске. Податель жалобы указывает, что судебные инстанции неправильно применили нормы административного права, так как в данном случае имели место бюджетные правоотношения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, отделением федерального казначейства по Пинежскому району Архангельской области проведена проверка Учреждения по вопросам целевого использования средств федерального бюджета за 1998 год.
По результатам проверки составлен акт от 31.03.98 о нецелевом использовании 53 189 рублей. После проведения дополнительной проверки казначейство 09.07.99 составило акт, в котором указано, что нецелевым признается использование 19 233 рублей. Позднее казначейство еще раз проверило правильность расчетов и в актах от 24.09.99 указало, что не по целевому назначению использовалось 108 203 рубля 33 копейки (л.д. 17-18) и 111 082 рубля 33 копейки (л.д. 30).
Казначейство 26.12.99 направило в адрес Государственной налоговой инспекции Пинежского района и Учреждения представление о взыскании в бесспорном порядке 90 559 рублей 74 копеек штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета на основании акта проверки от 31.03.99. Указанное представление Учреждение просит признать недействительным.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 "О федеральном казначействе" и пункту 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.93, органы федерального казначейства Российской Федерации вправе налагать штраф за нецелевое использование средств федерального бюджета. Вместе с тем правовые нормы, предоставлявшие налоговым органам полномочия на бесспорное взыскание штрафных санкций, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96, а также определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.97 и от 04.02.99.
Пунктом 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации органам казначейства также не предоставлено право на бесспорное взыскание штрафа за нецелевое использование бюджетных средств.
В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Следовательно, при отсутствии полномочий на бесспорное взыскание штрафных санкций казначейство может обратиться в суд с иском о взыскании штрафа, как это и предусмотрено пунктом 11 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемое представление казначейства вынесено с нарушением законодательства и является недействительным.
Судебными инстанциями сделан правомерный вывод о необходимости применения к спорным правоотношениям норм административного права.
В соответствии со статьей 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В данном случае правонарушение имело место в 1998 году, а представление вынесено 29.12.99, то есть с нарушением установленных сроков, что также влечет его недействительность.
Таким образом, судебные акты вынесены с соблюдением норм материального права и отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 07.09.2000 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2000 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5670/00-410/20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2000 г. N А05-5670/00-410/20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника