Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 апреля 2001 г. N А05-7501/00-383/17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Коробова К.Ю., Лавриненко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования Российской Федерации на решение от 01.11.2000 (судья Трубина Н.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 02.02.2001 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7501/00-383/17,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальное коммунальное предприятие N 1" (далее - МУП "МКП N 1") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Индустриально-педагогическому лицею N 15 (далее - лицей) и Министерству образования Российской Федерации (далее - Минобразование РФ) о взыскании 50 266 руб. 59 коп. задолженности по оплате услуг водоснабжения и приема сточных вод, оказанных в 1999 году.
Решением от 01.11.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2001, исковые требования удовлетворены за счет Минобразования РФ. В иске к лицею отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение по следующим основаниям:
- в соответствии с Положением о Минобразовании РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 258 Минобразование РФ согласовывает в установленном порядке с федеральным органом по управлению государственным имуществом вопросы распоряжения федеральным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Суд не учел то обстоятельство, что лицей является учреждением начального профессионального образования, а не высшего либо послевузовского. Таким образом, Минобразование РФ не может нести ответственность в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации по долгам лицея, поскольку не является собственником соответствующего имущества;
- в отношении учреждений, правовое положение которых регулируется статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, субсидиарную ответственность по статье 399 Кодекса должен нести собственник имущества, а не его учредитель;
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом и лицеем 12.01.96 заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. По состоянию на 29.06.2000 у лицея перед МУП "МКП N 1" образовалась задолженность, которая подтверждается актом сверки расчетов.
В соответствии с подпунктом 64 пункта 5 Положения о Министерстве образования России на Минобразование РФ возложена обязанность по финансированию деятельности подведомственных ему учреждений. При недостаточности бюджетных средств, выделенных на финансирование лицея, ответственность несет его учредитель - Минобразование РФ.
Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно пункту 3 вышеназванной статьи особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Федеральный закон "Об образовании" в пункте 9 статьи 39 предусматривает, что образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определенном законом. В данном случае этим лицом является Минобразование РФ.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минобразование РФ является главным распорядителем бюджетных средств и выступает в суде от имени казны Российской Федерации.
Судом при рассмотрении настоящего дела правомерно сделана ссылка на вышеуказанные нормы действующего законодательства.
В мотивировочной части обжалуемого решения суд указал, что в соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом суд отметил, что лицей согласно справке отделения федерального казначейства по г. Архангельску не имел денежных средств для исполнения обязательств по заключенному с истцом договору.
Судом установлено, что финансирование лицея осуществляется из федерального бюджета. При этом в 1999 году выделение денежных средств по коду 110740 "оплата водоснабжения помещений" не предусматривалось. Из справки отделения федерального казначейства по городу Архангельску, Приморскому и Соловецкому районам следует, что лицею по указанному коду финансирование не производилось.
Кроме того, лицеем представлена справка, из которой следует, что часть денежных средств, полученных лицеем от предпринимательской деятельности, израсходована на погашение образовавшейся задолженности перед истцом. Оставшаяся часть полученных от внебюджетной деятельности денежных средств истрачена на нужды образовательного процесса.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований за счет Минобразования РФ как учредителя лицея.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда правильным, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.11.2000 и постановление апелляционной инстанции от 02.02.2001 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7501/00-383/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Н.В. Лавриненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2001 г. N А05-7501/00-383/17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника