Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2004 г. N А13-264/04-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 03.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 05.03.04 (судья Ковшикова О.С.) и постановление апелляционной инстанции от 30.04.04 (судьи Кудин А.Г., Логинова О.П., Виноградова Т.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-264/04-21,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Лукьяновой Марины Александровны 1326 руб. 13 коп., в том числе 579 руб. 40 коп. взносов и 323 руб. 19 коп. пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации, 8 руб. 80 коп. взносов и 4 руб. 91 коп. пеней в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 149 руб. 60 коп. взносов и 83 руб. 44 коп. пеней в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также 29 руб. 23 коп. пеней по налогу с продаж и 147 руб. 56 коп. штрафа за неуплату взносов в государственные внебюджетные фонды.
Решением суда от 05.03.04 в удовлетворении требований инспекции отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.04.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, ссылаясь на несвоевременную уплату предпринимателем налога с продаж за 2000-2001 годы и правомерность начисления пеней.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Лукьянова М.А. согласно свидетельству от 28.03.2000 N 979 зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Лукьяновой М.А. налогового законодательства за период с 01.01.2000 по 31.01.01. По результатам проверки составлен акт от 31.07.03 N 13-14/291 ЧП и на его основании принято решение от 22.08.03 N 13-15/271.
Названным решением предприниматель Лукьянова М.А. привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в виде штрафа в общей сумме 147 руб. 56 коп. Этим же решением ей предложено уплатить взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, а также пени за несвоевременную уплату взносов и налога с продаж.
В связи с неуплатой взносов и штрафов инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя 1326 руб. 13 коп., в том числе 579 руб. 40 коп. взносов и 323 руб. 19 коп. пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации, 8 руб. 80 коп. взносов и 4 руб. 91 коп. пеней в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 149 руб. 60 коп. взносов и 83 руб. 44 коп. пеней в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также 29 руб. 23 коп. пеней по налогу с продаж и 147 руб. 56 коп. штрафа за неуплату взносов в государственные внебюджетные фонды.
Согласно решению инспекции от 22.08.03 предприниматель уплатила налог с продаж за 2000 и 2001 годы с нарушением сроков, установленных законом, в связи с чем налоговым органом начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 29 руб. 23 коп.
Предпринимателем в инспекцию представлены налоговые декларации по налогу с продаж, согласно которым сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет в 2000 году составила 86 руб. 24 коп., в январе 2001 года - 11 руб. 76 коп.
Согласно статье 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах налоговой системы") и статье 14 НК РФ налог с продаж входит в систему региональных налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона "Об основах налоговой системы" плательщиками налога с продаж являются индивидуальные предприниматели, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, а объектом налогообложения признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю.
На территории Вологодской области налог с продаж установлен и введен в действие Законом Вологодской области от 31.12.98 N 320-ОЗ "О налоге с продаж" (далее - Закон "О налоге с продаж").
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона "О налоге с продаж" плательщиками налога с продаж являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) на территории Вологодской области. Объектом налогообложения признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю. Уплата налога производится ежемесячно не позднее 20-го числа следующего месяца, исходя из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц (статья 5 Закона).
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона "О налоге с продаж" сумма налога с продаж определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В силу статьи 6 указанного закона срок уплаты налога за 2000 год - 05.04.01, за январь 2001 года - до 20.02.01. При получении налоговой декларации от предпринимателя о сумме налога, подлежащего уплате в бюджет за 2000 год налоговому органу стало известно 05.04.01, за 2001 год - 22.04.02. Поэтому начисление пеней правомерно именно с этих дат. Инспекцией требование на уплату пеней выставлено 22.08.03., срок на уплату налога установлен до 11.09.03, а заявление в суд направлено 09.01.04.
Исходя из совокупности сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 48 и статьей 70 НК РФ, а также из того, что начисление пеней длится в течение определенного периода времени, правомерным является взыскание пеней за девять месяцев, предшествующих дню направления заявления в суд (три месяца для направления требования и шесть месяцев для направления заявления в суд) плюс установленный срок для исполнения требования.
Вывод суда об обоснованности начисления пеней за период 9 месяцев и 14 дней, предшествующих дню направления заявления в суд, то есть с 26.03.03, является правомерным.
Судом исследованы документы по перечислению заработной платы за период с марта 2000 по январь 2001 года, на которых имеется подпись предпринимателя Поторочина В.Г. В приложении к акту проверки представлен расчет налога с продаж, в котором в качестве облагаемой базы за каждый месяц указанного периода значатся те же суммы, что и суммы заработной платы.
Суд сделал вывод о том, что поскольку названные документы не имеют наименования, то из них невозможно сделать вывод, что предприниматель получила эти денежные средства, и, соответственно не признал их доказательством получения дохода от реализации товаров в марте-декабре 2000 года и в январе 2001 года. На этом основании суд пришел к заключению о неправомерности начисления пеней за несвоевременную уплату ежемесячных сумм налога с продаж за 2000 год.
По мнению суда кассационной инстанции, судом сделан также правильный вывод о том, что предъявление требований о взыскании с предпринимателя 29 руб. 23 коп. пеней по налогу с продаж в сумме является неправомерным, поскольку на указанную дату налог с продаж за 2000 год и январь 2001 года был уже уплатил предприниматель, а инспекцией выполнен расчет пеней до 31.08.01 и до 06.05.02 соответственно.
Налоговой проверкой установлено, что предприниматель не уплатил страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования за 2000 год.
В соответствии с подпунктом "б" статьи 1 и статьей 4 Федерального закона от 20.11.99 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2000 год в размере 20,6% и в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6% дохода, полученного от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением этого дохода.
Факт осуществления Лукьяновой М.А. в 2000 году предпринимательской деятельности, равно как и факт реализации товаров (работ, услуг), инспекцией не подтвержден, а заработная плата в сумме 4 400 руб. за период с марта по декабрь 2000 и в сумме 600 руб. за январь 2001 года, полученная ею от предпринимателя Поторочина В.Г., не может рассматриваться как доход от предпринимательской деятельности. Следовательно, база для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования у предпринимателя Лукьяновой М.А. отсутствуют.
При таких обстоятельствах привлечение предпринимателя Лукьяновой М.А. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, является необоснованным.
Следует признать, что решение и постановление суда вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права и оснований для их отмены или изменения не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 05.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 30.04.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-264/04-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2004 г. N А13-264/04-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника