Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 августа 2004 г. N А56-4820/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от закрытого акционерного общества "ХЛЕБТРАНС" Алексеевой А.Б. (доверенность от 06.07.04), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга Олехновича Г.А. (доверенность от 24.11.03 N 18/23199),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.04 по делу N А56-4820/03 (судья Савицкая И.Г.),
установил:
Закрытое акционерное общество "ХЛЕБТРАНС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительными требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция, инспекция), от 15.01.03 N 24000034 в части уплаты 14 060 060,2 руб. налога на добавленную стоимость по декларациям по внутреннему рынку и 203 519,01 руб. пеней, а также решения инспекции от 27.01.03 N 24000034, принятого на основании этого требования, в полном объеме.
Решением суда от 16.04.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, заявителем не был подтвержден к возмещению налог на добавленную стоимость по нескольким периодам, также не было установлено фактических затрат заявителя по уплате поставщикам налога на добавленную стоимость.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество своевременно представляло в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов и декларации по этому же налогу по внутреннему рынку по каждому налоговому периоду с июня по ноябрь 2002 года. По указанным декларациям у налогоплательщика были показаны суммы налога на добавленную стоимость соответственно к возмещению и к уплате. Общество частично уплачивало в бюджет налог на добавленную стоимость на основании деклараций по внутреннему рынку, а также направляло налоговому органу заявления о зачете сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению из бюджета на основании деклараций по ставке 0 процентов (экспорт), в счет текущих платежей по налогу на добавленную стоимость по оборотам на внутреннем рынке.
Однако, налоговый орган не производил зачет налога на добавленную стоимость в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в период с июня по ноябрь 2002 года принимал незаконные решения об отказе обществу в возмещении из бюджета предъявленных сумм налога. Незаконность принятых инспекцией решений об отказе обществу в возмещении налога на добавленную стоимость по декларациям по экспортным операциям за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2002 года установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, находящимися в материалах дела. Изложенные обстоятельства привели к тому, что у общества ежемесячно не по его вине увеличивалась недоимка по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров на внутреннем рынке, в связи с чем налоговая инспекция направила налогоплательщику оспариваемое по настоящему делу требования от 15.01.03 N 24000034 об уплате 14 060 060 руб. недоимки по названному налогу и 203 519 руб. пеней. В связи с неисполнением обществом этого требования инспекция приняла решение от 27.01.03 N 24000034 о взыскании с общества задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 7 957 544 руб. путем выставления инкассовых поручений на счета налогоплательщика.
Кассационная инстанция считает, что в данном случае суд, удовлетворяя заявление общества, правомерно указал на то, что налоговый орган не доказал по размеру обоснованность выставленного налогоплательщику требования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.
В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.
Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
В случае, если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
В приведенных нормах Кодекса имеется в виду принятие налоговым органом законного и обоснованного решения о возмещении либо отказе в возмещении налога.
Поскольку к моменту рассмотрения спора по настоящему делу, вступившими в законную силу решениями арбитражного суда признаны незаконными отказы налогового органа в возмещении обществу налога на добавленную стоимость, а следовательно, неосновательным неисполнение налоговым органом заявлений налогоплательщика о направлении сумм налога, подлежащих возмещению, на погашение недоимок по этому же налогу по декларациям по внутреннему рынку, суд сделал правильный вывод об отсутствии у общества недоимки по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 15.01.03 в размере, указанном в требовании от 15.01.03 N 24000034.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 16.04.04 и удовлетворения жалобы налогового органа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.04 по делу N А56-4820/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2004 г. N А56-4820/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника