Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 августа 2004 г. N А44-2133/04-С14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 03.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Валдайскому району Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.05.04 по делу N А44-2133/04-С14 (судья Янчикова Н.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Валдайскому району Новгородской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с администрации Валдайского района Новгородской области (далее - администрация) 1000 руб. штрафа, установленного пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за налоговое правонарушение - несоблюдение срока сообщения о регистрации актов гражданского состояния, предусмотренного пунктом 3 статьи 85 НК РФ.
Решением арбитражного суда от 07.05.04 в удовлетворении заявления Инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией вынесено решение от 14.10.03 N 11 о привлечении администрации в соответствии с пунктом 2 статьи 129.1 НК РФ к налоговой ответственности за нарушение положений пункта 3 статьи 85 НК РФ - несоблюдение срока сообщения сведений о регистрации актов гражданского состояния - в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб. Поскольку в добровольном порядке штрафные санкции ответчиком не уплачены, инспекция обратилась в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что администрация не наделена полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния и в связи с этим у налогового органа отсутствовали основания для привлечения ее к ответственности за несвоевременное представление сведений о регистрации актов гражданского состояния.
Согласно пункту 3 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 от 15.11.97 N 143-ФЗ Федерального закона "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного федерального закона.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В соответствии с разделом 6 "Организация местного самоуправления в Новгородской области" устава Новгородской области от 03.09.94 N 2-03 администрация не наделена полномочиями по исполнению функций отдела записи актов гражданского состояния - регистрированию актов гражданского состояния. Иных нормативных актов о передаче полномочий по регистрации актов гражданского состояния администрации в Новгородской области не принималось.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.05.04 по делу N А44-2133/04-С14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Валдайскому району Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за несообщение налоговому органу сведений, которые он обязан представлять в соответствии с законом.
Администрация муниципального образования привлечена к ответственности за несообщение сведений о регистрации актов гражданского состояния.
В связи с этим при рассмотрении дела подлежал установлению вопрос, является ли администрация субъектом указанного правонарушения и должна ли нести ответственность по указанной статье.
В соответствии с п.3 ст. 85 НК РФ обязанность сообщать налоговым органам о фактах регистрации рождения, смерти физических лиц возложена на органы, осуществляющие такую регистрацию.
Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" регистрацию актов гражданского состояния осуществляют соответствующие органы, образованные органами государственной власти субъектов федерации.
Однако ст. 4 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Суд, исследовав материалы дела, установил, что в установленном законодателем порядке администрация муниципального образования полномочиями по регистрации актов гражданского состояния не наделялась.
Следовательно, она не обязана направлять сведения о регистрации рождения и смерти физических лиц в налоговый орган и нести ответственность за их не предоставление.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию администрации, решение по делу оставил без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2004 г. N А44-2133/04-С14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника