Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 августа 2004 г. N А42-9162/03-8
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 10.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.04 по делу N А42-9162/03-8 (судьи Янкова Г.П., Сигаева Т.К., Быкова Н.В.),
установил:
Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска" (далее - Управление ПФ) обратилось в суд с заявлением о взыскании с государственного учреждения "Управление федеральной службы безопасности по городу Мурманску" (далее - Управление ФСБ) 100 426 руб. 26 коп. штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 30.01.04 заявление Управления ПФ удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.04.04 решение изменено. С Управления ФСБ взыскан штраф в сумме 1 000 руб. с зачислением в соответствующие бюджеты.
В кассационной жалобе Управление ФСБ, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 16.04.04 и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы Управление ФСБ указало, что сведения, которые ему необходимо было представить в Управление ПФ, относятся к государственной тайне. По мнению подателя жалобы, его вина в несвоевременном представлении указанных сведений отсутствует.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Управление ФСБ состоит на учете в Управлении ПФ в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
В результате проведения камеральной проверки своевременности представления, полноты и достоверности сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в Управлении ФСБ, Управление ПФ установило, что Управлением ФСБ не представлены указанные сведения за 2002 год.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта.
По результатам камеральной проверки Управлением ПФ принято решение от 16.10.03 N 90, в соответствии с которым Управление ФСБ привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде 100 426 руб. 26 коп. штрафа.
Управление ФСБ не уплатило штраф в добровольном порядке, в связи с чем Управление ПФ обратилось с заявлением в суд.
Органы государственных внебюджетных фондов, в силу пункта 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и, таким образом, при осуществлении налогового контроля обладают всеми правами и несут те же обязанности, что и налоговые органы.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в том числе за нарушение страхователем срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФ РФ), неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий, несвоевременное сообщение лицом сведений, которые это лицо должно сообщить в орган ПФ РФ.
Как предусмотрено статьей 3 Закона N 167-ФЗ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФ РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы, подлежащие уплате в ПФ РФ, являются индивидуально возмездными платежами, не включены в налоговую систему Российской Федерации и поэтому не могут быть признаны налогами.
Однако согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным федеральным законом.
Из указанных норм следует, что законодатель прямо распространил нормы законодательства о налогах и сборах на отношения по уплате взносов в ПФ РФ, не относящиеся к налоговым, в том числе на отношения, связанные с привлечением к ответственности по статье 27 Закона N 167-ФЗ и статье 17 Закона N 27-ФЗ. Следовательно, процедура, общие условия и другие вопросы привлечения к ответственности за совершение названных нарушений регулируются НК РФ.
Управление ФСБ, производящее выплаты физическим лицам, в силу пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ и статьи 1 Закона N 27-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (пересчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечень которых приведен в указанной норме.
Факт непредставления Управлением ФСБ в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за 2002 год подтверждается материалами дела.
Суд апелляционной инстанции, признав решение суда первой инстанции законным и обоснованным, посчитал, что оно подлежит изменению.
Письмом от 23.10.03 N ОЮ/13190 Управление ФСБ информировало Управление ПФ РФ, что сведения, предусмотренные пенсионным законодательством, Управление ФСБ представить не может, поскольку данные сведения составляют государственную тайну.
Перечень сведений, которые страхователь должен представить в Управление ПФ, установлен пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. К таким сведениям относятся: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; трудовой стаж в организации; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон N 5485-1) установлено, что отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации в 2002 году являлся должностным лицом, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2000 N 6-рп, принятым на основании статьи 4 Закона N 5485-1.
Управление ФСБ указало, что статьей 5 Закона N 5485-1 определено, что сведения о дислокации, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке, составляют государственную тайну.
Органы федеральной службы безопасности (далее - ФСБ), в силу статьи 16 Федерального закона от 03.04.95 N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (далее - Закон N 40-ФЗ), укомплектованы военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие, а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов ФСБ.
Статьей 7 Закона N 40-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации, принимаемые на военную службу (работу) в органы ФСБ, а также допускаемые к сведениям об органах ФСБ, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.95 N 1203.
Из указанного Перечня следует, что сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, отчасти совпадают со сведениями, указанными в Перечне, однако к государственной тайне относятся такие сведения о сотрудниках ФСБ.
Наряду с этим из статьи 16 Закона N 40-ФЗ следует, что сотрудниками ФСБ являются только военнослужащие ФСБ и лица гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, в то время как комплектация Управления происходит как военнослужащими, так и гражданскими лицами.
Однако, несмотря на положения статьи 16 Закона N 40-ФЗ, независимо от того, принимается ли гражданин на работу как сотрудник или как гражданское лицо, он в силу статьи 7 указанного закона проходит процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и его личное дело представляет собой конфиденциальную информацию.
Таким образом, пенсионным законодательством четко определена обязанность Управления ФСБ представлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального учета в системе государственного пенсионного страхованиями законодательством о государственной тайне четко не определено, относятся ли указанные сведения о гражданском персонале ФСБ, к государственной тайне. В данном случае суд апелляционной инстанции усмотрел коллизию пенсионного законодательства и законодательства о государственной тайне.
Из пункта 3 статьи 114 НК РФ следует, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза.
Суд апелляционной инстанции, учитывая коллизию законодательных актов и то, что Управление ФСБ является государственным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, а также положения пункта 5 статьи 4 Закона N 5485-1, нашел данные обстоятельства смягчающими вину Управления ФСБ и снизил взысканные с него штрафные санкции до 1 000 руб.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает постановление от 16.04.04 законным и обоснованным, а жалобу Управления ФСБ - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.04 по делу N А42-9162/03-8 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2004 г. N А42-9162/03-8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника