Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 июля 2003 г. N А05-170/03-8/20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кирейковой Г.Г., Корабухиной Л.И., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Архангельской области Горюновой О.Е. (доверенность от 06.07.03 N 06-19/7775),
рассмотрев 07.07.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.04.03 по делу N А05-170/03-8/20 (судья Калашникова В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Беломорлес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Архангельской области (далее - налоговая инспекция) от 17.12.02 N 748 о взыскании налогов и сборов, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, и об обязании налогового органа произвести зачет 1 350 000 рублей переплаты по налогам в счет погашения задолженности по оспариваемому решению.
Решением от 11.04.03 суд признал оспариваемое решение недействительным в части взыскания задолженности в размере 1 350 000 рублей, обязав Инспекцию в десятидневный срок произвести "зачет 1 350 000 рублей налогов, уплаченных через коммерческий банк "Миссионбанк", в счет недоимок по налогам".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении его заявления. По мнению налогового органа, суд неправильно оценил обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А05-9477/02-470/19, а также применил положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку Общество неправомерно в силу пункта 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации "претендует на осуществление операций по зачету либо возврату сумм, которые по вине банка не поступили в бюджет". Инспекция также указывает на то, что исполнение обжалуемого решения повлечет нарушение требований пункта 5 статьи 78 НК РФ, так как подлежащая зачету сумма 1 350 000 рублей уплачена в федеральный бюджет (налог на прибыль и налог на добавленную стоимость), но должна быть направлена на погашение недоимок Общества в бюджет субъекта либо в местный бюджет (за исключением единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет), а платежи за пользование лесным фондом и в Пенсионный фонд России вообще не являются налоговыми платежами.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Общества в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 19.11.02 Инспекция направила Обществу требование N 1011 (лист дела 12) об уплате в срок до 29.11.02 задолженности в сумме 1 714 810 рублей 09 копеек по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, срок уплаты которых установлен с 04.11.02 по 15.11.02. Поскольку налогоплательщик не исполнил это требование в установленный срок, Инспекция на основании статьи 46 НК РФ приняла решение от 17.12.02 N 02 о взыскании 1 714 810 рублей 09 копеек налогов и сборов, а также 28 593 рублей 60 копеек пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах (валютных, расчетных) Общества путем направления в банки инкассовых поручений (лист дела 13).
Общество 24.12.02 обратилось в Инспекцию с заявлением N 692/1-02 (лист дела 11), в котором просит "зачесть переплату по налогу на прибыль в сумме 50 000 рублей и по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 300 000 рублей, уплаченными через банк "Миссионбанк", в счет текущих налоговых платежей: налога на имущество, платежи за пользование лесными фондами, земельного налога, сбора на нужды образовательных учреждений, единого социального налога, зачисляемого в ФСС, ФФОМС, ТФОМС и в федеральный бюджет, а также взносов в ПФР в накопительной и страховой части.
Поскольку ответ на указанное заявление не поступил, Общество обратилось в суд с заявление о признании недействительным решения Инспекции от 17.12.02 N 748 о взыскании налогов и сборов, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, и об обязании налогового органа произвести зачет 1 350 000 рублей переплаты по налогам в счет погашения задолженности по текущим платежам, считая действия налогового органа по принудительному взысканию сумм текущих налоговых платежей незаконными. Требования налогоплательщика основаны на том, что с 03.09.02 в отношении Общества введено внешнее управление, а Инспекция является его кредитором на сумму 6 800 000 рублей. Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А05-9477/02-470/19 с налогового органа в пользу Общества взыскано 3 304 981 рубль 84 копеек и "установлена обязанность Инспекции произвести зачет текущих налоговых платежей на сумму 1 350 000 рублей".
Решением от 11.04.03 суд на основании части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 5 статьи 78 НК РФ признал оспариваемое решение Инспекции недействительным в части взыскания задолженности в размере 1 350 000 рублей, обязав Инспекцию в десятидневный срок произвести "зачет 1 350 000 рублей налогов, уплаченных через коммерческий банк "Миссионбанк", в счет недоимок по налогам". Решение суда обосновано тем, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А05-9477/02-470/19 установлены факт уплаты Обществом 50 000 рублей налога на прибыль и 1 300 000 рублей налога на добавленную стоимость в порядке пункта 2 статьи 45 НК РФ, а также возможность произвести зачет этих сумм, поскольку в бюджет они не поступили, "в счет недоимок по налогам, задолженности по пеням и штрафам в порядке, установленном статьями 78 и 176 НК РФ".
Из пункта 5 статьи 78 НК РФ, определяющей порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора и пени, следует, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Однако суд при вынесении решения от 11.04.03 не принял во внимание и не оценил то обстоятельство, что Общество согласно его заявлению в суд, а также и в налоговый орган (лист дела 11) просит произвести зачет 1 350 000 рублей налогов, уплаченных им в федеральный бюджет в порядке пункта 2 статьи 45 НК РФ, в счет погашения задолженности по платежам за пользование лесным фондом и в Пенсионный фонд России, а также по суммам, которые подлежат уплате в бюджет субъекта или местный бюджет. При этом, обязав Инспекцию произвести зачет 1 350 000 рублей "в счет недоимок по налогам", суд в решении от 11.04.03 не указал на погашение каких именно недоимок и в каком размере должна быть направлена эта сумма, что препятствует его исполнению.
Следует также отметить, что суд, признавая оспариваемое решение налогового органа частично недействительным, в нарушение требований статьи 201 АПК РФ не указал в решении от 11.04.03 каким нормам налогового или иного законодательства оно не соответствует и какие права заявителя оно нарушает. Не оценил суд и изложенные в заявлении Общества (листы дела 4 - 5) доводы о незаконности оспариваемого решения в полном объеме, о введении с 03.09.02 внешнего управления и об обязанности Инспекции возвратить 3 304 981 рубль 84 копейки на расчетный счет налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что решение от 11.04.02 следует отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует оценить доводы сторон в полном объеме, установить наличие у Общества на момент рассмотрения настоящего спора сумм излишне уплаченных налогов, в каком размере и на исполнение каких обязанностей налогоплательщика они могут быть направлены в порядке пункта 5 статьи 78 НК РФ, а также какие нормы законодательства и права Общества нарушены при направлении налоговым органом требования N 1011 и вынесении решения от 17.12.02 N 748, после чего принять решение по существу спора в соответствии с требованиями статей 174 и 201 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.04.03 по делу N А05-170/03-8/20 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2003 г. N А05-170/03-8/20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника