Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 октября 2003 г. N А56-8422/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А.,
при участии от акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации старшего юрисконсульта Галяпина М.В. (доверенность от 17.12.01 N 01-2/22-234),
рассмотрев 08.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2003 по делу N А56-8422/03 (судьи Исаева И.А., Сергиенко А.Н., Тарасюк И.М.),
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов - писем Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 10.01.2003 NN 1-1/195, 1-1/196, 1-1/197, 1-1/198, 1-1/199, 1-1/200 и 1-1/201 об истребовании заверенных копий документов из юридических дел организаций, являющихся клиентами Банка.
Решением от 25.04.2003 суд удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция постановлением от 09.07.2003 прекратила производство по апелляционной жалобе в связи с тем, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.03.2003 N 306 (далее - Указ N 306) Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 года, а согласно статье 56 Федерального закона Российской Федерации от 30.06.2003 N 86-ФЗ законодательные акты, регулирующие деятельность налоговой полиции, утратили силу также с 01.07.2003.
В кассационной жалобе ликвидационная комиссия Управления просит отменить постановление апелляционной инстанции. Ссылаясь на положения части 3 статьи 62 и части 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), податель жалобы указывает на то, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 N 509-р работа ликвидационной комиссии Управления будет завершена 01.01.2004, а до этого момента Управление не исключено из единого государственного реестра юридических лиц.
В отзыве на кассационную жалобу Банк просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель Банка поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ликвидационной комиссии Управления, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
В соответствии с письмами от 10.01.2003 N 1-1/195, 1-1/196, 1-1/197, 1-1/198, 1-1/199, 1-1/200 и 1-1/201 заместитель руководителя Управления на основании пункта 9 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 N 5238-1 "О Федеральных органах налоговой полиции" (далее - Закон N 5238-1) обязал Банк "предоставить информацию в виде заверенных копий документов, содержащихся в юридическом деле (в том числе договор на расчетно-кассовое обслуживание, карточки с образцами подписей и оттисков печати на лиц, имевших право пользования счетами)" ряда организаций, имеющих счета в Банке.
Оспаривая эти письма в судебном порядке, Банк указал на то, что истребованные Управлением сведения в силу статьи 857 ГК РФ относятся к банковской тайне, а согласно статье 26 Федерального закона Российской Федерации от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Решением от 25.04.2003 суд удовлетворил заявление, установив отсутствие в данном случае у Управления полномочий на получение истребованных у Банка сведений, составляющих банковскую тайну.
Прекращая производство по апелляционной жалобе, суд в постановлении от 09.07.2003 указал на то, что "Федеральные органы налоговой полиции упразднены с 01.07.2003, закон, регулирующий их деятельность, утратил силу также с 01.07.2003".
Кассационная инстанция считает, что постановление суда принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Частью 2 статьи 29 и статьей 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 20 Закона N 5238-1 действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.
В силу пункта 5 части 1 статьи 150 АПК РФ суд вправе прекратить производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации, и порядок ликвидации юридического лица регламентированы статьями 62 - 63 ГК РФ. Согласно части 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 3 этой же нормы установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В соответствии с частью 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В данном случае в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о ликвидации Управления и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали законные основания для прекращения производства по жалобе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 АПК РФ, тем более что согласно подпункту "г" пункта 3 Указа N 306 до завершения всех мероприятий по упразднению федеральных органов налоговой полиции и передачи их функций органам внутренних дел Российской Федерации руководители и должностные лица упраздняемых Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и территориальных органов налоговой полиции продолжают осуществлять возложенные на них функции.
Следует также отметить, что указанные в части 1 статьи 150 АПК РФ причины являются основаниями для прекращения производства по делу, а не по апелляционной жалобе, производство по которой в силу части 1 статьи 265 и части 1 статьи 266 АПК РФ может быть прекращено только в случае, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции от 09.07.2003, принятое с нарушением норм процессуального и материального права, подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, а дело следует передать в суд апелляционной инстанции для рассмотрения жалобы по существу.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 09.07.2003 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8422/03 отменить.
Дело передать в апелляционную инстанцию того же суда для рассмотрения жалобы по существу.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 октября 2003 г. N А56-8422/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника