Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 августа 2004 г. N А05-2508/04-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Изотовой С.В., судей Афанасьева С.В. и Чертилиной З.А.,
рассмотрев 05.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на определение Арбитражного суда Архангельской области от 07.04.2004 по делу N А05-2508/04-21 (судьи Терентьев А.В., Цыганков А.В., Харичева Г.Г.),
установил:
Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Архангельской области (далее - ТО ФСФО) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании закрытого акционерного общества "Кенорецкое" (далее - ЗАО "Кенорецкое") несостоятельным банкротом.
Определением от 07.04.2004 требования заявителя признаны необоснованными, во введении наблюдения отказано, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) просит определение отменить, указывая, что нахождение ЗАО "Кенорецкое" в процессе ликвидации не препятствует уполномоченному органу или конкурсному кредитору обратиться с заявлением о признании должника банкротом при наличии внешних признаков банкротства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
ЗАО "Кенорецкое", Инспекция, ТО ФСФО о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" впредь до преобразования в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. В связи с этим на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция производит замену ТО ФСФО на Инспекцию.
Как следует из материалов дела, ТО ФСФО, правопредшественник Инспекции, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ЗАО "Кенорецкое" банкротом в связи с наличием просроченной задолженности по обязательным платежам в сумме 6 951 441 рубля 51 копейки, из которых 2 031 304 рубля 64 копейки - задолженность по налогам и 4 920 136 рублей 87 копеек - пени.
Прекращая производство по делу, суд указал, что в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии ЗАО "Кенорецкое" решения о его ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии, что подтверждается свидетельствами о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц от 21.01.2004 серии 29 N 001060644 и серии 29 N 001060645, в связи с чем сделал вывод об отсутствии у уполномоченного органа права на обращение в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника несостоятельным (банкротом).
Указанный вывод суда является ошибочным.
Согласно статьям 7, 11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченные органы и конкурсные кредиторы вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Нахождение организации в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают конкурсного кредитора и уполномоченный орган права ставить вопрос о признании в судебном порядке должника банкротом при наличии внешних признаков банкротства.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В силу пункта 2 статьи 6 названного Закона дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей.
ТО ФСФО обратился с заявлением о признании ЗАО "Кенорецкое" несостоятельным (банкротом), используя право, предусмотренное статьями 7 и 11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Вывод суда об отсутствии у уполномоченного органа права на подачу заявления о признании ликвидируемого должника несостоятельным (банкротом), а следовательно, признание необоснованными требований уполномоченного органа и прекращение производства по делу по этому основанию не соответствуют названным статьям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Ввиду изложенного, обжалуемое определение подлежит отмене, а дело - направлению для рассмотрения по существу в первую инстанцию того же суда.
Руководствуясь статьями 48, 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
произвести процессуальное правопреемство, заменив Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Архангельской области на Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Определение Арбитражного суда Архангельской области от 07.04.2004 по делу N А05-2508/04-21 отменить.
Дело направить в первую инстанцию того же суда для рассмотрения заявления уполномоченного органа о признании закрытого акционерного общества "Кенорецкое" несостоятельным (банкротом) по существу.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2004 г. N А05-2508/04-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника