Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2004 г. N А52/440/04/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А.,
при участии от акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации Тарасенко А.В. (доверенность от 29.07.04 N Д01-2/12-969),
рассмотрев 03.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам города Великие Луки Псковской области на решение от 08.04.04 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/440/04/2 (судья Манясева Г.И.),
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Великолукского отделения N 169 (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки Псковской области (далее - инспекция), выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченной суммы налога с владельцев транспортных средств и обязании возвратить из бюджета излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы в сумме 2 450 руб. 69 коп.
В судебном заседании банк уточнил свои требования в части обязания инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы в сумме 21 613 руб. 19 коп. в связи с возвратом инспекцией 837 руб. 50 коп.
Решением от 08.04.04 суд удовлетворил требования банка полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 08.04.04 и в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению подателя жалобы, заявитель в уточненных декларациях по налогу с владельцев транспортных средств неправомерно применил ставки налога, исходя из нового масштаба цен с учетом деноминации российского рубля, установленной Указом Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822. Кроме того, заявитель указывает на непредставление банком предусмотренного постановлением администрации Псковской области от 08.05.03 N 169 пакета документов в обоснование права на возврат налога.
В отзыве на кассационную жалобу банк просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, банк 20.10.03 направил в инспекцию уточненные декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2001, 2002, I квартал 2003 года, в которых на основании определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О и N 107-О произвел перерасчет данного налога по ставкам, установленным Законом Российской Федерации от 18.10.99 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О дорожных фондах"), с учетом приведения данных ставок к новому масштабу цен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822. При этом банк просил налоговый орган возвратить на расчетный счет образовавшуюся переплату по указанному налогу за 2000, 2001, I квартал 2002 года в сумме 22 450 руб. 19 коп.
Налоговый орган решение по уточненным декларациям не принял, однако произвел возврат налога в сумме 837 руб. 50 коп.
В связи с этим заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об обжаловании бездействия налогового органа по возврату налога с владельцев транспортных средств и об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченные суммы налога.
Суд, удовлетворяя требования банка, указал на то, что с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах", предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном законе, а также положения Законов Псковской области от 19.08.94 N 3-ОЗ, от 27.12.2000 N 111-ОЗ и от 26.11.01 N 159-ОЗ не подлежат применению. Кроме того, суд признал правомерным применение банком ставок налога с учетом деноминации.
В пункте 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах" установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.
При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Законом Псковской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, определенных пунктом 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом "О дорожных фондах", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П, от 11.11.97 N 16-П и от 30.01.01 N 2-П.
Согласно части 2 статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах", предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном законе, а также положения Закона Псковской области об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.
Кассационная инстанция считает обоснованными выводы суда о правомерности неприменения банком повышенных ставок транспортного налога за 2000-2002 годы и отсутствии обязанности обращаться с заявлением в территориальный дорожный комитет, поскольку порядок возврата налогов урегулирован статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации и администрация не вправе его изменять,
Суд первой инстанции признал, что в уточненных декларациях по налогу с владельцев транспортных средств налогоплательщик правомерно применил ставки этого налога исходя из нового масштаба цен с учетом деноминации российского рубля, установленной Указом Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822.
Суд кассационной инстанции считает такой пересчет ставок налога с владельцев транспортных средств необоснованным.
Ставки названного налога установлены Законом "О дорожных фондах", который принят в 1991 году. Изменения в данный закон в установленном порядке не вносились.
Кроме того, пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" установлена необходимость пересчета платежей по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженностей по этим платежам по состоянию на 01.01.98 исходя из нового масштаба цен, но не ставок налога, установленных в фиксированных суммах.
В пункте 15 данного постановления Министерству финансов Российской Федерации поручено до 01.10.97 подготовить порядок пересчета установленных в твердых (фиксированных) суммах ставок (тарифов) страховых взносов и платежей по обязательным и добровольным видам государственного имущественного и личного страхования исходя из нового масштаба цен. Однако такого поручения в отношении определения порядка пересчета ставок налогов, установленных в твердых (фиксированных) суммах, названное постановление не содержит.
Пунктом 49 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" ставки налога, установленные статьей 6 Закона "О дорожных фондах", определены в тех же размерах, которые существовали до деноминации российского рубля.
При таких обстоятельствах следует признать, что налогоплательщики не вправе произвольно изменять ставки налога с владельцев транспортных средств исходя из нового масштаба цен.
Следовательно, указанные ставки налога должны применяться в тех размерах, которые установлены федеральным законом.
В кассационной жалобе банк просит кассационную инстанцию решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении требований заявителя отказать.
Однако с учетом применения банком в уточненной декларации деноминированных ставок налога не представляется возможным проверить обоснованность расчета суммы, подлежащей возврату.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи неправильным применением норм материального права.
При новом рассмотрении суду следует обязать стороны произвести сверку расчетов для определения суммы налога с владельцев транспортных средств, подлежащего возврату из бюджета с учетом толкования норм материального права, данного судом кассационной инстанции, и рассмотреть спор по существу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.04.04 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/440/04/2 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2004 г. N А52/440/04/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника