Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 августа 2004 г. N A66-9685-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Клириковой Т.В., Пастуховой М.В., при участии от закрытого акционерного общества "Сезам" юрисконсульта Пикалева А.И. (доверенность от 05.08.04), рассмотрев 09.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области на решение от 26.02.2004 (судья Кожемятова Л.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 28.04.2004 (судьи Перкина В.В., Орлова В.А., Бачкина Е.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N A66-9685-03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Сезам" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Тверской области (далее - Инспекция) от 10.12.2003 N 03-33/1119 о привлечении Общества к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на основании пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа, налога и пеней в общей сумме 7880,59 тыс. руб.
Решением суда от 26.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2004, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, представленные Обществом документы не свидетельствуют о выполнении работ за пределами Российской Федерации, поскольку не содержат информации о подтверждении данного обстоятельства иранской стороной с указанием на их стоимость и объем.
Таким образом, в связи с тем, что Общество не представило иных документов, подтверждающих место выполнения работ, объемы выполненных работ и их стоимость по строительству блока N 1 атомной электростанции "Бушер" (далее - АЭС "Бушер"), Инспекция считает, что заявитель нарушил подпункт 5 пункта 1, пункт 2, пункт 4 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и не подтвердил свое право на освобождение от уплаты НДС.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Представители Инспекции, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за май 2003 года. По результатам проверки налоговым органом составлен акт N 03-35/171 от 02.09.2003, на основании которого, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, принято решение N 03-33/1119 от 10.12.2003 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 1 183 руб. 08 коп. штрафа за неполную уплату НДС за май 2003 года в результате занижения налоговой базы. Данным решением Обществу доначислено 6 131 руб. 67 коп. НДС и 565 руб. 12 коп. пеней. Требованиями N 03-17/453 и N 2148 от 10.12.2003, выставленными Обществу по указанному решению, Инспекция предложила налогоплательщику уплатить начисленные суммы налога, пеней и штрафа.
В обоснование решения Инспекция указала, что Общество документально не подтвердило факт выполнения работ за пределами территории Российской Федерации, следовательно, оно не вправе претендовать на освобождение от уплаты НДС, установленное статьей 148 НК РФ.
Кроме того, Общество представило в налоговый орган счета-фактуры, составленные с нарушением пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 148 НК РФ установлены правила определения места деятельности организации, необходимые для определения места реализации работ (услуг). В силу пункта 4 статьи 148 названного Кодекса документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
В данном случае Общество, в подтверждение выполнения работ за пределами территории Российской Федерации представило договор от 23.05.2000 N 4693/113, заключенный им с закрытым акционерным обществом "Комплект-Атом-Ижора" (далее - ЗАО "КАИ"). В разделе 1 "предмет договора" указано, что в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о содружестве в сооружении атомной электростанции от 25.01.92, контрактом от 08.01.95 N 643/0864106/01 на завершение строительства блока N 1 АЭС "Бушер" между закрытым акционерным обществом "Атомстройэкспорт" (далее - ЗАО "Атомстройэкспорт") и организацией по атомной энергии Ирана, протоколом совещания при министре Российской Федерации по атомной энергетике от 05.08.98 и договором от 27.12.99 N 7717/99232-4693/036 на выполнение разработки монтажной технологической документации, монтаж реактора в сборе и оборудования главного циркуляционного контура оборудования блока N 1 АЭС "Бушер" между ЗАО "Атомстройэкспорт" и ЗАО "КАИ" заказчик - ЗАО "КАИ" поручает, а подрядчик - Общество - обязуется выполнить разработку монтажной технологической документации, монтаж реактора в сборе и оборудования главного циркуляционного контура, принять участие в проведении пусконаладочных работ и сдаче в эксплуатацию иностранному заказчику смонтированного оборудования блока N 1 АЭС "Бушер".
Кроме того, Обществом представлены дополнения и приложения к указанному договору, в которые включены условия и график командирования специалистов на АЭС "Бушер" в Иране, протокол согласования договорной цены, график платежей выполнения комплекса работ, положение о взаимоотношениях субподрядчика и подрядчика со службами и отделами заказчика на строительной площадке АЭС "Бушер" (Иран), график выполнения работ по монтажу оборудования АЭС "Бушер-1" (Иран), а также справки о стоимости выполненных работ.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные Обществом документы, сделали вывод о том, что указанные в договоре от 23.05.2000 N 4693/113 работы выполнялись заявителем в рамках межправительственного соглашения и за пределами территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах следует признать, что доводы жалобы Инспекции направлены на переоценку выводов суда, что недопустимо в суде кассационной инстанции.
Таким образом, поскольку решение и постановление судов приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, основания для удовлетворения жалобы налогового органа отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.04.2004 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-9685-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2004 г. N A66-9685-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника