Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 августа 2004 г. N А56-3947/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кочеровой Л.И., Шевченко А.В., при участии от закрытого акционерного общества "Метротекс групп" Мельниковой Т.К. (доверенность от 08.04.2004 N 1), рассмотрев 10.08.2004. в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Санкт-Петербургу на решение от 19.03.2004 (судья Третьякова Н.О.) и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2004 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3947/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Метротекс групп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (с учетом уточнения требований и исправления арифметических ошибок) с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о возмещении 8 986 521 руб. налога на добавленную стоимость за январь-июнь 2003 года, а также с требованием об обязании налогового органа возместить Обществу указанную сумму налога, в том числе 303 005 руб. путем зачета в счет предстоящих платежей и 8 683 516 руб. путем возврата на расчетный счет.
Решением суда от 19.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2004, требования Общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции не дали оценки тому, что о превышении налоговых вычетов над общей суммой налога по итогам конкретного налогового периода налоговому органу стало известно только после подачи Обществом уточненных налоговых деклараций: за январь - 07.04.2003, за февраль - 01.07.2003, за март - 28.05.2003 и 12.08.2003, за апрель - 29.05.2003, за май - 20.08.2003, за июнь - 21.07.2003. При этом налоговая инспекция указала, что заявление о возврате сумм налога подано Обществом только 13.11.2003, а с 18.08.2003 ею начаты выездные налоговые проверки налогоплательщика относительно правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, в результате которых установлено неправомерное предъявление налога к возмещению из бюджета.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговую инспекцию декларации и уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за январь-июнь 2003 года, в соответствии с которыми к возмещению заявлено 8 986 521 руб. налога, уплаченного при ввозе товарно-материальных ценностей на таможенную территорию Российской Федерации. Заявление о возврате 8 683 516 руб. налога по декларациям за январь, февраль, март, май, июнь было подано Обществом 13.11.2003. Заявление о возврате 303 005 руб. по декларации за апрель налогоплательщиком не подавалось.
Поскольку налоговая инспекция в установленный в статье 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок решения о возмещении налога не приняла, налог Обществу не вернула и не произвела зачет в счет предстоящих платежей, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа и об обязании его возвратить налог на добавленную стоимость в сумме 8 683 516 руб. и произвести зачет в счет предстоящих платежей в сумме 303 005 руб.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на выполнение всех требований, с которыми законодательством о налогах и сборах связывается право налогоплательщика на применение налоговых вычетов. Кроме того, заявитель представил документы, подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость на таможне и факт оприходования товара.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с обоснованностью доводов Общества и удовлетворили заявленные им требования полностью.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ в число объектов обложения налогом на добавленную стоимость включаются операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации установлены статьей 151 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. Согласно пункту 1 названной статьи налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ. При этом вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В силу пунктов 2-3 статьи 176 НК РФ положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товарно-материальные ценности, уплатив при этом на таможне за счет собственных средств 8 986 521 руб. налога на добавленную стоимость с их таможенной стоимости, скорректированной таможенным органом при оформлении грузовой таможенной декларации. Товарно-материальные ценности приняты Обществом на учет. Данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.
Не может быть принят во внимание довод налоговой инспекции о том, что товар был оприходован Обществом по контрактной стоимости и стоимостным выражением объекта налогообложения (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации) является контрактная стоимость товаров.
Поскольку таможенным органом была увеличена стоимость ввезенных Обществом на таможенную территорию Российской Федерации товаров в соответствии с предоставленным ему правом корректировать их таможенную стоимость и определять таким образом сумму таможенных платежей, одним из которых является налог на добавленную стоимость, Общество предъявило к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенным органам со скорректированной стоимости товара.
Следовательно, Общество правомерно предъявило к вычету спорную сумму налога и налоговый орган обязан был в трехмесячный срок принять решение о ее возмещении.
Поскольку даже после подачи Обществом 13.11.2003 заявления о возврате налога налоговая инспекция не выполнила обязанности, установленные пунктами 2-3 статьи 176 НК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконным ее бездействие и обязали налоговый орган возместить налог на добавленную стоимость.
Доводы налоговой инспекции о неправомерном предъявлении Обществом налога к возмещению из бюджета, основанные на сведениях, полученных в ходе проведения выездных налоговых проверок, не могут служить доказательствами недобросовестности налогоплательщика по данному спору и являются предметом рассмотрения по другим арбитражным делам.
Кроме того, оспариваемые акты приняты судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а доводы кассационной жалобы направлены на их переоценку и полностью повторяют аргументы, изложенные налоговым органом в апелляционной жалобе, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обоснованным вывод судов о незаконности бездействия налоговой инспекции, выразившегося в непринятии решения о возмещении 8 986 521 руб. налога на добавленную стоимость за январь-июнь 2003 года и правомерным удовлетворение требования Общества об обязании налогового органа, возместить Обществу указанную сумму налога, в том числе 303 005 руб. путем зачета в счет предстоящих платежей и 8 683 516 руб. путем возврата на расчетный счет налогоплательщика.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3947/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Дмитриев В.В. |
Кочерова Л.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2004 г. N А56-3947/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника