Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 августа 2004 г. N А56-5378/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кочеровой Л.И., Шевченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "СМВ Инжиниринг" Ильина Д.В. (доверенность от 20.05.2003), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу Ермолаева П.С. (доверенность от 02.08.2004 N 03-05-03/1929),
рассмотрев 17.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2004 по делу N А56-5378/04 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СМВ Инжиниринг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 20.11.2003 N 10-10/294, признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозмещении Обществу 483 626 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2003 года, и обязании налоговой инспекции возместить Обществу из бюджета указанную сумму налога на добавленную стоимость путем возврата на расчетный счет налогоплательщика.
Решением суда от 16.03.2004 требования Общества удовлетворены.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2005 г. в данном абзаце настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "пункта 4 статьи 150" следует читать "подпункта 4 пункта 1 статьи 150"
Постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2004 решение суда изменено. В части признания незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в невозмещении Обществу 483 626 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2003 года, производство по делу прекращено на основании пункта 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции в части возмещения Обществу 483 626 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2003 года путем возврата на его расчетный счет и принять по данному делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило в установленном порядке обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, поскольку представленные заявителем выписки банка не подтверждают поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.
Как следует из материалов дела, в связи с реализацией товара на экспорт Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2003 года, в которой указало выручку, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявило к возмещению из бюджета 483 626 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспортных поставках.
В направленном в налоговый орган заявлении от 20.08.2003 N 442/2НБ Общество просило возместить указанную сумму налога путем возврата на его расчетный счет.
В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговую инспекцию комплект документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По результатам камеральной проверки представленных Обществом декларации и документов налоговая инспекция приняла решение от 20.11.2003 N 10-10/294, которым отказала Обществу в возмещении 483 626 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2003 года.
Отказ в возмещении указанной суммы налога мотивирован тем, что представленная Обществом выписка банка от 20.06.2003 не подтверждает поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара, поскольку из нее следует, что денежные средства на расчетный счет Общества поступили со счета, номер которого начинается с цифр "30114", а в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденными Положением Центрального банка Российской Федерации от 05.12.2002 N 205-П этот счет означает "Корреспондентские счета в банках - нерезидентах в СКВ". Кроме того, указанный в представленных Обществом swift-сообщениях счет не соответствует счету, указанному в экспортных контрактах.
Считая незаконным отказ налогового органа в возмещении 483 626 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2003 года, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 20.11.2003 N 10-10/294 и обязании налоговой инспекции возместить Обществу из бюджета 483 626 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2003 года путем возврата на расчетный счет налогоплательщика.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили право Общества на возмещение оспариваемой суммы налога на добавленную стоимость, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и вместе с ней предусмотренные статьей 165 НК РФ документы.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые должны представляться налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и фактически вывезенных за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в налоговые органы представляются следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Как установлено судебными инстанциями и видно из материалов дела, в подтверждение обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов Общество представило в налоговый орган все предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы.
Фактическое поступление на счет Общества экспортной выручки от иностранного покупателя товара по экспортным контрактам подтверждается имеющимися в материалах дела выпиской банка - общества с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Финансовый капитал" от 22.07.2003, мемориальным ордером от 22.07.2003 N 1, swift-сообщениями от 22.07.2003 и от 01.08.2003, а также дополнительным соглашением от 17.10.2002 к контракту от 10.08.2001 N 8/MAG о возможности оплаты экспортируемого по контракту товара третьими лицами.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что выписка банка о поступлении денежных средств на расчетный счет Общества со счета "30114" - "Корреспондентские счета в банках - нерезидентах в СКВ" не является доказательством невыполнения Обществом условий статьи 165 НК РФ по применению ставки налога 0 процентов.
В письме от 04.03.2004 общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Финансовый капитал" разъяснил, что в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденными Положением Центрального банка Российской Федерации от 05.12.2002 N 205-П балансовый счет второго порядка "30114" - "Корреспондентские счета в банках - нерезидентах в СКВ" в бухгалтерском учете используется для учета средств российской кредитной организации в иностранных валютах в банках нерезидентах (иностранных банках-корреспондентах), счет активный, по дебету отражаются зачисления валютных средств, полученных от иностранных банков-корреспондентов на основании выписок кредитовых авизо в корреспонденции со счетами получателей этих средств, в рассматриваемом случае - общества с ограниченной ответственностью "СМВ Инжиниринг".
Кроме того, в силу статей 1 и 4 НК РФ приказы и инструкции Центрального банка Российской Федерации не относятся к законодательству о налогах и сборах.
Согласно справке налоговой инспекции от 09.03.2004 N 05-04/5090 Общество имеет задолженности перед бюджетами всех уровней по уплате налогов и сборов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным решение налогового органа от 20.11.2003 N 10-10/294 и обязал налоговую инспекцию возместить Обществу из бюджета указанную сумму налога на добавленную стоимость путем возврата на расчетный счет налогоплательщика.
Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 31.05.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5378/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2004 г. N А56-5378/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка