Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 августа 2004 г. N А56-32819/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.Л., при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Шушары" Плотникова С.И. (доверенность от 14.05.03), от Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга Маталиной О.А. (доверенность от 13.01.04 N 04/149), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Санкт-Петербургу Пыжьяновой М.С. (доверенность от 05.08.04 N 15-25/14073),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.04 по делу N А56-32819/03 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А.),
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Шушары" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей Санкт-Петербурга от 27.08.03 в части отложения включения задолженности кооператива перед бюджетом по подоходному налогу в сумму долгов кооператива, подлежащую реструктуризации, а также об обязании комиссии принять решение о включении задолженности по подоходному налогу в реструктуризацию долгов заявителя.
В качестве второго ответчика к участию в деле привлечен Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга.
Решением от 21.01.04 суд отказал в удовлетворении заявленных требований и прекратил производство по делу в части требований, предъявленных к Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей Санкт-Петербурга.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.05.04 решение суда отменено, заявленные требования кооператива удовлетворены.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Согласно пункту 2 указанного Порядка" следует читать "Согласно пункту 5 указанного Порядка"
В кассационной жалобе Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга просит отменить постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, порядок проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также порядок работы территориальных комиссий определены в Порядке оценки долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - Порядок), утвержденном протоколом заседания межведомственной Федеральной комиссии от 25.02.03 N 4. Согласно пункту 2 указанного Порядка реструктуризации не подлежит задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, по подоходному налогу с физических лиц, по заработной плате перед персоналом организации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 09.07.02 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон N 83-ФЗ) распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 18.06.03 N 1527-ра создана Межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей Санкт-Петербурга (далее - комиссия) при Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга (далее - комитет). Решением комиссии от 09.07.03 кооператив включен в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей и ему предложено представить в комиссию уточненные данные по плану финансового оздоровления. На основании представленных расчетов решением от 27.08.03 комиссия предоставила кооперативу рассрочку погашения долга на 6 лет, отложив при этом вопрос о включении задолженности по подоходному налогу до выхода новых правовых актов, разрешающих включать такую задолженность в реструктуризацию долгов, в следствие чего задолженность по подоходному налогу не вошла в соглашение о реструктуризации долгов от 04.09.03, заключенное кооперативом с Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Санкт-Петербургу.
Считая решение комиссии незаконным, кооператив обжаловал его в арбитражный суд.
В обоснование требований заявитель сослался на статью 20 Закона N 83-ФЗ, в соответствии с которой реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. По мнению кооператива, законодатель предусматривает реструктуризацию всех налогов без исключения.
Суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении требований, сославшись на подпункт 4 статьи 11 Закона N 83-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с доводами заявителя и удовлетворил его требования. Однако, по мнению кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, не учел следующее.
В соответствии со статьей 5 Закона N 83-ФЗ законодательным и исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано в целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенных в состав участников программы финансового оздоровления, провести реструктуризацию их долгов перед бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим законом.
Согласно статье 8 Закона N 83-ФЗ к межведомственным комиссиям по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей относятся федеральная комиссия и территориальные комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 83-ФЗ федеральная комиссия организует работу территориальной комиссии, а также определяет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника, порядок оценки его долгов, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов.
Согласно пункту 4 статьи 11 этого же закона территориальные комиссии определяют условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, и принимают решения о предоставлении должникам права на реструктуризацию долгов, а также осуществляют контроль за ходом исполнения принятых на себя должником обязательств по соглашению о реструктуризации долгов.
Из приведенных норм права следует, что определение порядка оценки долгов сельскохозяйственных производителей и порядка проведения реструктуризации долгов относится к компетенции федеральной комиссии, которая протоколом от 25.02.03 N 4 и утвердила Порядок оценки долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также Порядок проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Пунктами соответственно 5 и 2 названных Порядков определено, что реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, по подоходному налогу с физических лиц, по заработной плате перед персоналом организации.
Таким образом, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что комиссия, руководствуясь положениями вышеназванных Порядков, правомерно не включила в сумму реструктуризации долгов задолженность кооператива по уплате в бюджет подоходного налога.
Также следует отметить, что задолженность по подоходному налогу по состоянию на 19.05.04 погашена кооперативом в полном объеме.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 6 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.04 по делу N А56-32819/03 отменить.
Оставить в силе решение суда первой инстанции от 21.01.04, принятое по этому делу.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива "Шушары" в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2004 г. N А56-32819/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника