Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2004 г. N А05-1865/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 17.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общественной профессиональной организации "Нотариальная палата Архангельской области" на решение от 24.03.2004 (судья Лепеха А.П.) и постановление апелляционной инстанции от 01.06.2004 (судьи Бекарова Е.И., Кузнецова И.В., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1865/04-14,
установил:
Общественная профессиональная организация "Нотариальная палата Архангельской области" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 30.01.2004 N 01/1-26-19/269, требований от 02.02.2004 N 01/26-19/165 об уплате налога и N 01/26-19/166 об уплате налоговой санкции.
Решением суда от 24.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2004, в удовлетворении заявления Организации отказано.
В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, Организация не является плательщиком сбора за уборку территорий, поскольку она не владеет зданиями на территории города Архангельска. Кроме того, заявитель ссылается на пропуск налоговым органом срока взыскания налоговых санкций, установленного пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Организацией законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002. По результатам проверки составлен акт от 30.12.2003 N 01/1-26-19/2313 и с учетом представленных заявителем разногласий принято решение от 30.01.2004 N 01/1-26-19/269 о привлечении Организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату сбора за уборку территорий за 2002 год, и пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по названному сбору за I и II кварталы 2002 года. Заявителю также предложено уплатить 8 536 руб. сбора за уборку территорий за 2002 год и 19 289 руб. пеней.
В ходе проверки установлено, что Организация, владея нежилым помещением в городе Архангельске, не уплатила в 2002 году сбор за уборку территории города и не представила в налоговый орган налоговые декларации по названному сбору за I и II кварталы 2002 года.
На основании решения от 30.01.2004 N 01/1-26-19/269 налогоплательщику направлены требования об уплате налога и налоговых санкций от 02.02.2004 N 01/26-19/165 и N 01/26-19/165.
Организация не согласилась с принятым решением и требованиями налогового органа и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сделали вывод о том, что Организация является плательщиком сбора за уборку территорий.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод правильным.
В соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 9118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сбор за уборку территорий населенных пунктов вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, устанавливаемом представительными органами власти - местными Советами народных депутатов.
Пунктом 4 статьи 21 указанного Закона предусмотрено, что налоги и сборы, перечисленные в подпунктах "з"-"х" пункта 1 названной статьи, могут устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления и уплаты сбора за уборку территории города, утвержденного решением Архангельского городского Совета депутатов от 29.11.2001 N 127, плательщиками сбора за уборку территорий являются организации, находящиеся на территории муниципального образования "Город Архангельск" и владеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по договору аренды строениями, расположенными на территории муниципального образования "Город Архангельск". При этом согласно пункту 1 названного Положения под понятием "строения" следует понимать объекты, относящиеся к подразделам "Здания" и "Сооружения" раздела "Материальные фонды" Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Организация заключила договоры аренды с муниципальным образованием "Город Архангельск" (арендодатель) от 24.08.2000 N 880 и от 01.05.2002, в соответствии с которыми арендодатель предоставил заявителю во временное владение и пользование за плату нежилые помещения общей площадью 167,6 кв.м. для использования под офис и архив, расположенные в здании на территории города Архангельска.
Согласно введению к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 помещения, встроенные в здания, назначение которых иное, чем основное назначение здания, входят в состав основного здания.
Отдельные помещения в здании признаются частью этого здания, а, следовательно, их владельцы должны уплачивать сбор за уборку территорий.
Таким образом, Организация как временный владелец помещений, переданных ему в аренду, является плательщиком сбора за уборку территорий.
Ссылка Организации на то, что налоговый орган утратил право на взыскание налоговых санкций, поскольку им пропущен срок, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ, правомерно отклонена судебными инстанциями. В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). В данном случае в суд подано заявление налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа. Инспекция с иском в суд о взыскании с Организации налоговых санкций не обращалась, поэтому отсутствуют основания для применения пункта 1 статьи 115 НК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.06.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1865/04-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу общественной профессиональной организации "Нотариальная палата Архангельской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. "х" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991г. N 9118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" сбор за уборку территории уплачивают юридические лица (владельцы строений).
В то же время, из содержания нормы не ясно, кто понимается под владельцами - только собственники, или так же и лица, владеющие строениями на других законных основаниях.
В рассматриваемом случае организация, арендующая под офис нежилое помещение, расположенное в здании, привлечена к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сбора за уборку территории.
В связи с этим подлежал установлению вопрос, является ли арендатор помещения в здании плательщиком сбора.
Суд, проанализировав материалы дела, пришел к выводу, что Организацию следует признать плательщиком сбора за уборку территории.
Городским Положением о взимании сбора за уборку территории установлено, что плательщиками сбора признаются организации, владеющие на праве собственности, хозяйственного ведения либо по договору аренды строениями, находящимися на территории муниципального образования.
Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 определено, что встроенные в здания помещения входят в состав основного здания, а отдельные помещения здания признаются его частью.
Следовательно, Организация, которая арендует часть помещения в здании, является временным владельцем арендованного здания и плательщиком сбора.
Поэтому неуплата сбора влечет привлечение Организации к ответственности по ст. 122 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию налогового органа, оставил в силе состоявшиеся по делу судебные акты (решение и постановление апелляционной инстанции), а в удовлетворении кассационной жалобы Организации отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2004 г. N А05-1865/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника