Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 августа 2004 г. N А13-4083/04-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А. , судей Асмыковича А.В., Пастуховой М.А.,
при участии от федерального государственного учреждения "Вологодское управление сельскими лесами" юрисконсульта Лудиловой Ю.Н. (доверенность от 01.04.2004 N 02-юр/36), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Вологодское управление сельскими лесами" на решение от 05.05.2004 (судья Ковшикова О.С.) и постановление апелляционной инстанции от 30.06.2004 (судьи Потеева А.В., Ралько О.Б., Чельцова Н.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-4083/04-21,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Вологодское управление сельскими лесами" (далее - Учреждение, ФГУ "Вологдасельлес") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.03.2004 N 156 о привлечении ФГУ "Вологдасельлес" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 05.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.06.2004, в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.
В кассационной жалобе ФГУ "Вологдасельлес" просит принятые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы материального права при формировании облагаемого налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) оборота и сделал неправомерный вывод о том, что ФГУ "Вологдасельлес" при продаже древесины, полученной в результате рубок ухода за лесом и секвестрованной древесины, получало выручку от реализации продукции. Как указывает ФГУ "Вологдасельлес", реализуемая им древесина находится в собственности государства, поэтому выручка от ее продажи входит в состав бюджетных средств и не облагается НДС в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ.
Помимо этого, ФГУ "Вологдасельлес" ссылается на то, что полученные от реализации древесины денежные средства являются финансированием из федерального бюджета и направляются исключительно по целевому назначению на ведение лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители налогового органа, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ФГУ "Вологдасельлес" представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за октябрь 2003 года.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ФГУ "Вологдасельлес" налоговой декларации, по результатам которой вынесла решение от 17.03.2004 N 156 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в виде взыскания 246 464 руб. 60 коп. штрафа и предложила уплатить 1 232 323 руб. недоимки по НДС за октябрь 2003 года и 17 868 руб. 68 коп. пеней.
Как установлено налоговой проверкой, в октябре 2003 года ФГУ "Вологдасельлес" производило операции по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом и секвестрованной древесины, коммерческим организациям и населению. При этом Учреждение, ссылаясь на подпункт 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, вырученные от продажи древесины суммы необоснованно не включало в налогооблагаемую базу при исчислении НДС.
ФГУ "Вологдасельлес" не согласилось с решением налогового органа от 17.03.2004 N 156 и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что суд, отказывая ФГУ "Вологдасельлес" в удовлетворении требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов.
ФГУ "Вологдасельлес" в соответствии с Положением о лесхозе, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.1998 N 188, является государственным учреждением; имеет самостоятельный баланс, бюджетный текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках; осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок; принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
В силу действующей с 01.01.2001 статьи 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, которыми согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и, следовательно, к ним относится и ФГУ "Вологдасельлес".
Объекты обложения названным налогом определены пунктом 1 статьи 146 НК РФ, в том числе и реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а в пункте 2 этой статьи приведен исчерпывающий перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения. В частности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ в действующей с 01.01.2002 редакции не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по НДС предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.
В данном случае ФГУ "Вологдасельлес" в октябре 2003 года осуществляло реализацию древесины, полученной в результате рубок ухода за лесом и секвестрованной древесины. Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на товар, ФГУ "Вологдасельлес" в проверяемый период осуществляло операции по реализации товаров (древесины).
Операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.
Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.
Таким образом, Инспекция обоснованно решением от 17.03.2004 N 156 вменила ФГУ "Вологдасельлес" в вину занижение налогооблагаемой базы, начислив суммы недоимки по НДС и пеней, а также привлекла налогоплательщика к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Несостоятелен, по мнению кассационной инстанции, и довод ФГУ "Вологдасельлес" со ссылкой на статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации, о том, что полученные от реализации древесины денежные средства являются финансированием из федерального бюджета и направляются исключительно по целевому назначению на ведение лесного хозяйства, поскольку статьей 149 НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения реализации древесины, полученной от рубок по уходу за лесом. Кроме того, согласно пункту 4 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 05.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.06.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-4083/04-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Вологодское управление сельскими лесами" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 августа 2004 г. N А13-4083/04-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника