Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 августа 2004 г. N А56-4190/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыкович А.В., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга главного специалиста Кузнецовой А.И. (доверенность от 31.12.2003 N 18/26876),
рассмотрев 26.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приминтех" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2004 по делу N А56-4190/04 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Приминтех" (далее - Общество, ООО "Приминтех") обратилось в Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 01.12.2003 N 10/24330 в части отказа в возмещении Обществу 4 784 640 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2003 года и обязании Инспекции возместить из бюджета указанную сумму налога путем перечисления на расчетный счет ООО "Приминтех".
Решением суда от 03.03.2004 заявленные требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2004 решение суда от 03.03.2004 отменено и в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Приминтех" просит отменить постановление апелляционной инстанции 31.05.2004 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 03.03.2004, ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество представило в Инспекцию полный перечень предусмотренных законом документов, налоговый орган необоснованно отказал ей в возмещении заявленных сумм НДС. Кроме того, Общество считает, что НК РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика самостоятельно представлять документы по внутреннему рынку для обоснования налогового вычета по НДС.
В судебном заседании представитель Инспекции просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Общество о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела видно, что ООО "Приминтех" 20.09.2003 представило в налоговый орган декларацию по НДС по внутреннему рынку за август 2003 года, заявив к возмещению 4 780 000 руб. НДС.
Инспекция направила Обществу требование от 28.10.2003 N 10/20682 о предоставлении документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов.
В установленные сроки документы Обществом не представлены.
По результатам проверки камеральной проверки представленной декларации, налоговый орган принял решение от 01.12.2003 N 10/24330 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 450 руб. штрафа и предложил Обществу уплатить неподтвержденные документально 4 784 640 руб. НДС.
Общество 19.01.2004 представило в налоговый орган заявление о возврате на расчетный счет заявителя 4 784 640 руб. НДС и передало полный комплект документов, подтверждающий право на применение налоговых вычетов.
В связи с тем, что Инспекция не исполнила требования налогоплательщика о возврате НДС по внутреннему рынку, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Кассационная инстанция, изучив материала дела, доводы жалобы Общества, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права пришла к следующим выводам.
Как следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В статье 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Таким образом, названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг) и не устанавливается обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению.
Однако необходимым условием для возмещения из бюджета суммы НДС является представление документов, содержащих достоверную информацию.
В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Согласно статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые документы. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Судом установлено и налогоплательщиком не оспаривается, что затребованные документы представлены Обществом в Инспекцию после окончания камеральной проверки и после принятия налоговым органом решения.
Из пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд проверяет законность обжалуемого ненормативного акта на дату его вынесения.
Следовательно, решение Инспекции от 01.12.2003 N 10/24330 об отказе Обществу в возмещении НДС и постановление апелляционной инстанции об отказе Обществу в признании недействительным решения налогового органа в этой части кассационная инстанция считает законными и обоснованными.
Общество при подаче кассационной жалобы излишне уплатило 500 руб. госпошлины, которая подлежит возврату плательщику в силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2004 по делу N А56-4190/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приминтех" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Приминтех" 500 руб. госпошлины из федерального бюджета как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с ч.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании представленных в налоговый орган документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Налоговый орган отказал Обществу в возмещении НДС, поскольку при проведении камеральной проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок не были предоставлены затребованные документы по внутреннему рынку для обоснования налогового вычета.
В связи с этим при рассмотрении дела следовало установить, вправе ли налоговый орган отказывать в возмещении налога по данному основанию.
Суд, исследовав положения ст. ст. 171, 172 НК РФ, установил, что предоставление документов, содержащих достоверную информацию, является необходимым условием для возмещения налога из бюджета.
Обоснованность требований налогоплательщика устанавливается налоговым органом в ходе камеральной проверки декларации и документов, на основании которых исчисляется подлежащий уплате налог.
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации по налогу.
Статьей 93 НК РФ предусмотрено право должностных лиц, проводящих указанную проверку, истребовать у налогоплательщика необходимые документы. Налогоплательщик обязан требований исполнить и предоставить запрашиваемые документы в течение 5 суток.
Суд, исследовав материалы дела, установил, что документы, подтверждающие обоснованность налогового вычета, и запрошенные налоговым органом в ходе камеральной проверки, налогоплательщик представил уже после ее окончания.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию налогового органа, оставил в силе постановление апелляционной инстанции, а в удовлетворении кассационной жалобы налогоплательщика отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2004 г. N А56-4190/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника