Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 августа 2004 г. N А52/613/04/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.Л., при участии от муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Формашовой Л.И. (доверенность от 19.01.2004), Ксенза С.А. (доверенность от 04.08.2004), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Псковской области Солдатовой Э.О. (доверенность от 02.04.2004 N 1787), Смирновой Н.В. (доверенность от 09.07.2004 N 6347),
рассмотрев 17.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 23.04.2004 по делу N А52/613/04/2 (судья Радионова И.М.),
установил:
Муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МП "ЖКХ", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Псковской области (далее - налоговая инспекция) от 17.12.2003 N 05-24/2590ДПС о доначислении 1 133 201 руб. налога на добавленную стоимость, начислении 97 711 руб. пеней за его неполную уплату, а также о привлечении Предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 226 640 руб. 20 коп. штрафа.
Налоговая инспекция обратилась в суд с требованием о взыскании с МП "ЖКХ" 226 640 руб. 20 коп. налоговых санкций, начисленных по решению от 17.12.2003 N 5538.
В соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования МП "ЖКХ" и налогового органа объединены в одно производство.
Решением суда от 23.04.2004 ненормативный акт налогового органа признан недействительным. Налоговой инспекции в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 23.04.2004, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права - подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ и пункта 4 статьи 170 НК РФ, пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, МП "ЖКХ" в сентябре 2003 года представило в налоговую инспекцию уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за январь-июль 2003 года, согласно которым ранее начисленная сумма налога подлежала уменьшению на 1 133 201 руб.
Налоговый орган провел камеральную проверку указанных деклараций, по итогам которой направил Предприятию сообщение от 01.12.2003 N 05-24/2436ДСП и принял решение от 17.12.2003 N 05-24/2590ДСП о доначислении МП "ЖКХ" налога на добавленную стоимость, начислении пеней и взыскании штрафа за его неполную уплату. Основанием для принятия такого решения послужил вывод налоговой инспекции о необоснованном исключении налогоплательщиком из базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, сумм субсидий, полученных Предприятием на покрытие убытков, возникающих при оказании услуг по отоплению, канализации, по поставке горячей и холодной воды по регулируемым ценам (тарифам). По мнению налогового органа, суммы субсидий являются финансовой помощью и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ учитываются при определении облагаемой налогом на добавленную стоимость базы. Кроме того, налоговая инспекция указала на то, что налогоплательщик не ведет раздельный учет выручки, полученной от реализации услуг, оплаченных за счет субсидий, и от иной деятельности.
МП "ЖКХ" не согласилось с решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Предприятие ссылается на то, что субсидии, предоставленные ему для покрытия фактически полученных убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов), не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), в связи с чем не должны включаться в базу, облагаемую спорным налогом. Налог на добавленную стоимость предъявлен к вычету также правомерно в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительным решение налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не подлежащим отмене.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153-162 НК РФ.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Как следует из материалов дела, суммы полученных Предприятием субсидий, по мнению налогового органа, следует рассматривать как финансовую помощь или иные суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Налогоплательщик, как считает налоговая инспекция, вправе не включать в облагаемую налогом на добавленную стоимость базу субсидии на покрытие убытков по производству теплоэнергии котельными, которые находятся на его балансе. Субсидии же, которые покрывают разницу в цене по теплоэнергии, вырабатываемой котельной Псковоблэнерго, должны включаться в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость.
В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Таким образом, субсидии следует рассматривать как частичное финансирование определенных целевых расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:
из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;
из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Как видно из материалов дела, решением Струго-Красненского районного Собрания депутатов от 30.12.2002 N 47 утвержден бюджет района на 2003 год, в котором предусмотрена сумма бюджетных ассигнований МУП "ЖКХ" по кодам 130130 "Субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)" и 130110 "Субсидии государственным организациям и организациям других форм собственности".
В пункте 13 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, предусматривающей порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что полученные Предприятием субсидии не связаны с оплатой реализованных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и, следовательно, не должны включаться в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость.
Статьями 171 и 172 НК РФ, определяющими право на налоговые вычеты и порядок их применения, не предусмотрено, что налогоплательщики, получающие из бюджета дотации в связи с применением ими государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не вправе предъявлять суммы налога на добавленную стоимость к вычету. В таком случае применяется общий порядок предъявления налога на добавленную стоимость к вычету, установленный статьей 172 НК РФ. Налоговым кодексом Российской Федерации также не установлена обязанность ведения налогоплательщиком раздельного учета производства и реализации дотируемой и недотируемой продукции.
Кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа, содержащийся в кассационной жалобе, о том, что МП "ЖКХ" неправомерно предъявило к вычету суммы налога, уплаченные при приобретении товарно-материальных ценностей, относящихся к операциям, не подлежащим налогообложению.
В силу пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Перечень операций, не подлежащих (освобождаемых) от обложения налогом на добавленную стоимость приведен в статье 149 НК РФ.
Поскольку в данном случае налогоплательщик не осуществлял операций, освобождаемых от налогообложения, он правомерно предъявил к вычету суммы налога в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.
Кроме того, в нарушение пункта 3 статьи 101 НК РФ налоговый орган в решении от 17.12.2003 не указал, каким образом данные, указанные в поданных налогоплательщиком уточненных декларациях по налогу на добавленную стоимость за январь-июль 2003 года, согласно которым ранее начисленная по декларациям сумма налога подлежала уменьшению на 1 133 201 руб., привели к нарушению в виде неуплаты налога, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Кроме того, из материалов дела следует, что налоговая инспекция начислила налогоплательщику пени, не исходя из реальной недоимки, а из отраженной на его лицевом счете (лист дела 76, том 1). При этом налоговый орган не учел положения пункта 1 статьи 75 НК РФ, в соответствии с которым пени начисляются на денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налога (его неуплаты) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Принимая во внимание изложенное, а также руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 23.04.2004 по делу N А52/613/04/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. N А52/613/04/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника