Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 сентября 2002 г. N А26-246/02-01-07/14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Почечуева И.П., Закордонской Е.П., при участии от Государственного таможенного комитета Российской Федерации Жернаковой Е.А. (доверенность от 23.01.2002 N 14-58/02-46д), от Северо-Западного таможенного управления Шишкина В.А. (доверенность от 02.09.2002 N 01-66-06/14767), от Петрозаводской таможни Ершова С.П. (доверенность от 05.02.2002 N 01-19/939),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2002 по делу N А26-246/02-01-07/14 (судьи Кудрявцева Н.И., Тойвонен И.Ю., Романова О.Я.),
установил:
Муниципальное предприятие "Петрозаводскводоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия о взыскании с Петрозаводской таможни (далее - таможня), Северо-Западного таможенного управления (далее - СЗТУ), Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ) на основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытков, связанных с предоставлением 50% скидки в оплате услуг сотрудникам Петрозаводской таможни в первом полугодии 2001 года за подачу питьевой воды и прием сточных вод.
По ходатайству ответчиков определением суда от 11.02.2002 к участию в деле привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Решением суда от 18.04.2002 (судья Карпова В.Н.) в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.07.2002 решение суда от 18.04.2002 отменено. Исковые требования удовлетворены - с Минфина РФ взыскано 10521 руб. убытков.
В кассационной жалобе Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее - казначейство) просит отменить постановление апелляционной инстанции от 17.07.2002, указывая на то, что суд неправильно применил нормы материального права.
В судебном заседании представители таможни, СЗТУ и ГТК РФ просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Минфин РФ о времени и месте слушания дела извещено, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
По мнению кассационной инстанции, оснований для его отмены нет.
Как видно из материалов дела, в первом полугодии 2001 года предприятие предоставило сотрудникам таможни льготы по оплате водопотребления и водоотведения, в результате чего истцом были понесены убытки в сумме 10521 руб.
Факт предоставления льготы сотрудникам таможни и размер понесенных убытков установлен судом и подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона Российской Федерации "О службе в таможенных органах Российской Федерации" финансирование таможенных органов Российской Федерации, включая и финансирование расходов коммунальных служб по предоставлению сотрудникам таможенных органов названной 50% скидки, производится за счет источников, установленных таможенным законодательством Российской Федерации и предусмотренных федеральным бюджетом.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности, по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности.
В силу статьи 455 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации несут ответственность за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия, а равно неправомерных решений, действий или бездействия своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.
Убытки или вред возмещаются на общих основаниях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный правомерными действиями, возмещению не подлежит.
Неправомерными признаются решения, действия, бездействие, противоречащие предписаниям действующего законодательства (законов и иных нормативных актов любого уровня).
По мнению суда кассационной инстанции следует учитывать, что ответственность за вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления (статья 1069 ГК РФ), наступает на общих основаниях деликтной ответственности, для которой необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда.
Поскольку в действиях должностных лиц Государственного таможенного комитета отсутствует состав правонарушения, то отсутствуют основания для взыскания с него убытков.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.99 N 643 Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Судом установлено, а Минфином РФ не опровергается тот факт, что в 2001 году денежные средства в сумме 210 454, тыс. руб. для финансирования и возмещения расходов, связанных с реализацией социальных гарантий, льгот и компенсаций для должностных лиц таможенных органов не были переданы ГТК РФ.
Поскольку предоставленные предприятием льготы предусмотрены федеральным законодательством, а уполномоченные государственные органы не исполнили обязанность по финансированию указанных льгот, то при таких обстоятельствах расходы предприятия, связанные с предоставлением льгот работникам таможенных органов по оплате водопотребления и водоотведения, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета с возложением обязанности по их выплате на Министерство финансов Российской Федерации как орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Постановление суда апелляционной инстанции от 17.07.2002 вынесено с соблюдением норм материального права, и оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (часть 1 пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2002 по делу N А26-246/02-01-07/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Е.П. Закордонская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2002 г. N А26-246/02-01-07/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника