Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 августа 2004 г. N А56-2741/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "БалтикЛес" Торовой И.М. (доверенность от 11.12.03), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга Воронюк В.В. (доверенность от 06.04.04 N 19/13401), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.04 по делу N А56-2741/04 (судья Ермишкина Л.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БалтикЛес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 19.09.03 N 03-08-437 в части отказа в возмещении Обществу из бюджета 61 057 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за май 2003 года по экспортным операциям. Уточнив требования, налогоплательщик просит также обязать налоговую инспекцию возместить указанную сумму налога на добавленную стоимость по декларации за май 2003 года путем возврата на его расчетный счет.
Решением суда от 30.04.04 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество в нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не представило документы, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного покупателя. В представленных Обществом SWIFT - сообщениях в графе "оплата по документам" указаны номера документов, которые фактически отсутствуют, другие документы не содержат сведений об иностранном партнере, товаре и контракте, по которому поступила валютная выручка. Кроме того, в представленных Обществом счетах-фактурах в нарушение требований подпункта 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ не указаны адрес и наименование грузоотправителя.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества, считая их несостоятельными, просил оставить решение суда без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, согласно договору комиссии от 02.08.02 N 29, заключенному с открытым акционерным обществом "Ленобллеспром" (далее - ОАО "Ленобллеспром", комиссионер), Общество, выступая в качестве комитента - собственника товара, через комиссионера в соответствии с контрактом от 07.12.99 N 09541, заключенным ОАО "Ленобллеспром" с иностранной фирмой "Stora Enco Oyi" (Финляндия), осуществляло реализацию на экспорт пиломатериалов. Собрав в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 167 НК РФ комплект документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 165 НК РФ, Общество 02.07.2003 представило в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за май 2003 года. В налоговой декларации Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, - 506 098 руб. и предъявило к возмещению из бюджета 61 057 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), поставленных на экспорт.
Вместе с декларацией Общество представило документы, перечисленные в пункте 2 статьи 165 НК РФ, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, а также использования права на налоговые вычеты.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации и приложенных к ней документов, по результатам которой приняла решение от 19.09.03 N 03-08-437 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 61 057 руб. налога на добавленную стоимость. Из мотивированного заключения следует, что принимая такое решение, налоговый орган исходил из невыполнения Обществом требований подпункта 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ - Обществом не представлены документы, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного покупателя. Кроме того, представленные Обществом счета-фактуры оформлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Считая решение налогового органа от 19.09.03 незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, указав, на то, что налогоплательщик подтвердил обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по декларации за май 2003 года по экспортным операциям.
Кассационная инстанция считает такое решение суда законным и обоснованным.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм НДС путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые подлежат представлению налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт.
Согласно пункту 2 статьи 165 НК РФ при реализации указанных товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;
3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке;
4) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
5) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.
Принимая во внимание требование подпункта 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ о представлении налогоплательщиком "выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя отгруженного на экспорт товара, на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке" под такой выпиской банка следует понимать документ (или комплект документов) банка, подтверждающий (подтверждающих) следующие обстоятельства:
- денежные средства поступили на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке;
- поступившие денежные средства являются оплатой товара, отгруженного во исполнение конкретного заключенного с иностранным покупателем контракта;
- денежные средства поступили от иностранного покупателя экспортированного товара - стороны по контракту.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ эти документы должны быть собраны до подачи декларации и приложены к декларации вместе с комплектом документов, представляемых в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 165 НК РФ в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Судом установлено, что представленным Обществом в налоговую инспекцию комплектом документов, в том числе инвойсами, выписками банка из лицевого счета и SWIFT-сообщениями иностранного банка, подтверждаются выполнение Обществом требований подпункта 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ; указанные в них суммы являются экспортной выручкой за товары, отгруженные Обществом во исполнение внешнеэкономического контракта иностранному партнеру.
Следовательно, ссылка налогового органа на отсутствие доказательств, подтверждающих поступление валютной выручки от иностранного партнера, в связи с фактическим отсутствием документов, указанных в SWIFT-сообщениях в графе "оплата по документам", обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Правомерно не принят судом и довод налогового органа о том, что представленные Обществом счета-фактуры оформлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в них не указаны реквизиты грузоотправителя, согласно следующему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Как указано в пункте 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ. Превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, установленных статьей 176 НК РФ (пункт 2 статьи 173 НК РФ). Пунктом 4 этой статьи установлен порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), при реализации товаров на экспорт, согласно которому суммы налоговых вычетов, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из пунктов 1 и 2 статьи 169, пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Таким образом, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации.
При этом счета-фактуры должны быть оформлены в соответствии с требованиями, приведенными в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 НК РФ).
Из материалов дела следует и судом установлено, что в подтверждение приобретения у поставщиков товаров (работ, услуг) Обществом представлены в налоговый орган счета-фактуры, которые оформлены в соответствии с требованиями пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Этот вывод подтверждается материалами дела и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция не считает нарушением порядка оформления счетов-фактур указание в строке "грузоотправитель и его адрес" слов "он же", если грузоотправитель является продавцом товара и данные о продавце указаны в соответствующей строке счета-фактуры, что подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Таким образом, оценив представленные документы, суд сделал правильный вывод, о том, что Общество представило налоговому органу все документы, необходимые для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов.
Кассационная инстанция считает не основанным на нормах главы 21 Налогового Кодекса Российской Федерации приведенные в оспариваемом решении налогового органа основания отказа Обществу в праве применить налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и произвести налоговые вычеты в отношении операций, отраженных в декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2003 года.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.04 по делу N А56-2741/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н.Малышева |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2004 г. N А56-2741/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника