Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 августа 2004 г. N А56-4370/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Компания "Анкер" юрисконсульта Крупкиной В.В. (доверенность от 13.01.2004),
рассмотрев 19.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение от 24.02.2004 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 07.05.2004 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4370/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Анкер" (далее - Общество, ООО "Компания "Анкер") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 11.12.2003 N 02/238б об отказе в возмещении 3 945 332 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту товаров за август 2003 года и обязании Инспекции возвратить указанную сумму НДС на расчетный счет Общества.
Решением от 24.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.05.2004, заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление апелляционной инстанций и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Как указывает податель жалобы, Общество неправомерно предъявило НДС к возмещению, поскольку Общество заключило не экспортный контракт, а внешнеэкономическую сделку. Кроме того, по мнению Инспекции, представленные Обществом счета-фактуры поставщиков экспортируемого товара составлены с нарушением статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В судебном заседании представитель Общества просил судебные акты оставить без изменения.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество на основании контракта от 10.07.2003 N 10/7-3, заключенной с инофирмой "DAYRELL HOLDINGS LLC", США экспортировало отходы и лом черных металлов.
Общество 09.09.2003 представило в Инспекцию налоговую декларацию по экспортному НДС за август 2003 года, заявив к возмещению 3 945 332 руб. указанного налога. Вместе с декларацией Обществом представлены документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленных Обществом декларации и документов по вопросу правомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям, о чем составлено мотивированное заключение от 11.12.2003.
По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 11.12.2003 N 02/238б об отказе в возмещении Обществу 3 945 332 руб. НДС.
В решении налоговый орган указал на то, что Обществом неправомерно предъявлено к вычету 3 945 332 руб. налога, поскольку представленные налогоплательщиком счета-фактуры поставщиков экспортируемого товара составлены с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ (отсутствует адрес грузополучателя и грузоотправителя).
Общество с данным решением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, судебные инстанции указали на то, что Обществом выполнены все требования, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации для применения налоговых вычетов, что подтверждается материалами дела.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке ноль процентов производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 названной статьи, представляются следующие документы:
- копия контракта налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
- копия грузовой таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права предусмотрены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) установлен пунктом 4 статьи 176 Кодекса. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке ноль процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Кодекса должен проверить обоснованность применения ставки ноль процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Из приведенных норм следует, что право на возмещение из бюджета суммы НДС возникает у налогоплательщика, если он документально подтвердил факты уплаты суммы указанного налога поставщику, реального экспорта товара и представил полный пакет документов, указанных в статье 165 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, необходимые для подтверждения права на возмещение НДС.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о несостоятельности довода Инспекции о том, что представленные Обществом счета-фактуры составлены с нарушением требований статьи 169 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Требования к оформлению счетов-фактур содержатся в статье 169 НК РФ.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к оформлению счета-фактуры, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Как установил суд первой инстанции в данном случае представленные Обществом счета-фактуры содержат необходимые в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ сведения о продавце и покупателе товаров (работ, услуг), которые являются соответственно грузоотправителем и грузополучателем. Поэтому, в графах "Грузоотправитель" и "Грузополучатель" указано "он же", что свидетельствует о наличии в счетах-фактурах сведений, установленных в подпункте 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Довод Инспекции и о том, что счета-фактуры, выставленные РТГИЦ "Токси" и ООО "Балтийское Таможенное Агентство" составлены с нарушением положений статьи 169 НК РФ также несостоятелен, поскольку названные юридические лица не являлись грузоотправителями.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод Инспекции и о том, что Общество не является экспортером товара, поскольку в данном случае реализация товара произошла на территории Российской Федерации, так как поставка осуществляется на условиях СРТ (INCOTERMS-2000), порт Санкт-Петербург.
Определение понятия "экспорта" дано в Таможенном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ, действовавшего в проверяемом периоде, где указано, что экспорт - это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с таможенной территории Российской Федерации за границу Российской Федерации без обязательств об обратном ввозе.
Таким образом, товар считается реализованным на экспорт, если он вывезен за пределы территории Российской Федерации.
Поэтому право применения данной льготы по налоговому законодательству поставлено в зависимость от того, был ли фактически осуществлен экспорт товара, и оно не связано с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. Взаимоотношения продавца и покупателя относятся к сфере гражданско-правовых, а не налоговых правоотношений.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, кассационная инстанция считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, необоснованными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.05.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4370/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Асмыкович |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. N А56-4370/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника