Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 августа 2004 г. N А56-41694/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В.,
при участии от комитета жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Волховский район" Ленинградской области Коротиной И.Н. (доверенность от 27.04.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Лукьяновой Е.Н. (доверенность от 07.07.2004 N 17745),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение от 25.12.2003 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2004 (судьи Дроздов А.Г., Цурбина С.И., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-41694/03,
установил:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Волховский район" (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 20.10.2003 N 376.
Решением суда от 25.12.2003 требования Комитета удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.05.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление, считая, что они противоречат нормам материального права, и в удовлетворении заявления отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель Комитета просил жалобу отклонить.
Проверив законность принятых по делу решения и постановления судов, кассационная инстанция установила следующее.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку Комитета, по результатам которой приняла решение от 20.10.2003 N 376 о доначислении 43 753,9 руб. налога на добавленную стоимость за июнь 2003 года.
Основанием для доначисления налога явилось неправомерное исключение из налоговой базы услуг, предоставленных объектам социально-культурной сферы на безвозмездной основе.
Комитет не согласился с вынесенным решением налогового органа и обжаловал его в арбитражный суд.
Суды удовлетворили требования заявителя и признали решение налогового органа недействительным.
Суд кассационной инстанции считает вывод судов ошибочным.
Согласно статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
При этом услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Статьей 146 НК РФ определен объект налогообложения по НДС. Так, объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, безвозмездное оказание услуг подлежит обложению НДС.
Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В данном случае льгота установлена решением Собрания представителей муниципального образования "Волховский район" Ленинградской области от 27.11.2002 N 51, которое не относится к федеральному законодательству.
Таким образом, учитывая наличие у Комитета в июне 2003 года операций, признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость, - передачи на безвозмездной основе услуг объектам социально-культурной сферы, судебные акты подлежат отмене, а в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 25.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-41694/03 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Волховский район" Ленинградской области в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются операции по реализации услуг. При этом в целях исчисления НДС оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией услуг.
По мнению налогового органа, Комитет ЖКХ не правомерно исключил из налоговой базы по НДС услуги, предоставленные объектам социально-культурной сферы на безвозмездной основе.
В связи с этим при рассмотрении дела следовало установить, соответствуют ли указанные действия Комитета требованиям налогового законодательства.
Согласно ст. 38 НК РФ операции по реализации услуг являются объектами налогообложения. При этом под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе указанной деятельности.
В соответствии со ст. 39 НК РФ под реализацией услуг понимается возмездное оказание услуг одним лицом другому, а в случаях, предусмотренных НК РФ и оказание услуг на безвозмездной основе.
Суд, проанализировав указанные положения в совокупности со ст. 146 НК РФ, сделал вывод, что безвозмездное оказание услуг подлежит обложению НДС.
При этом согласно п.2 ст. 154 НК РФ при оказании безвозмездных услуг налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ с учетом акциз и без включения в них налога с продаж.
Следовательно, передача Комитетом услуг на безвозмездной основе объектам социально-культурной сферы подлежит обложению НДС.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию налогового органа, отменил решение и постановление апелляционной инстанции по делу, а кассационную жалобу налогового органа удовлетворил.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2004 г. N А56-41694/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника