Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2004 г. N А56-37469/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Блиновой Л.В. и Хохлова Д.В.,
при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Введенского А.Е. (доверенность от 02.04.04 N 00-13/01-2816),
рассмотрев 17.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 03.12.03 (судья Масенкова И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 24.05.04 (судьи Кадулин А.В., Бойко А.Е., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-37469/03,
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Компания "Веста" (далее - общество) 1 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год".
Решением суда от 03.12.03 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.05.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение фонда просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает на наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ), а также на то обстоятельство, что общество привлечено к ответственности с соблюдением порядка, установленного законодательством об обязательном социальном страховании.
В судебном заседании представитель отделения фонда поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 13.06.2000 зарегистрировано в качестве страхователя в Ломоносовском представительстве отделения фонда (регистрационный номер 4704000430).
Отделением фонда проведена камеральная проверка своевременности представления обществом расчетной ведомости по средствам социального страхования за первый квартал 2003 года. В ходе проверки установлено, что ответчик в установленный законом срок, до 15.04.03, не представил расчетную ведомость. На основании результатов камеральной проверки отделение фонда вынесло решение от 04.06.03 N 676 о привлечении общества к ответственности в виде взыскания 1 000 руб. штрафа за нарушение установленного срока представления расчетной ведомости по средствам социального страхования. Обществу также предложено в срок до 01.07.03 уплатить в добровольном порядке штрафные санкции. Поскольку ответчик в добровольном порядке штраф не уплатил, отделение фонда обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечить сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме. Пунктом 13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, установлена обязанность страхователей ежеквартально составлять отчетность по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, утверждаемой страховщиком, и представлять ее страховщику в установленный им срок. Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.12.01 N 122 утверждена форма расчетной ведомости по средствам фонда, которая составляется страхователями и представляется ежеквартально нарастающим итогом до 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Согласно статье 20 Закона N 25-ФЗ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в исполнительные органы Фонда по месту своей регистрации отчетность по форме, установленной Фондом. Нарушение установленного срока представления или непредставление страхователями отчетности влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Факт нарушения обществом срока представления расчетной ведомости за первый квартал 2003 года установлен отделением фонда, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В соответствии со статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные кодексом. При этом должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 Кодекса.
Согласно статье 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения. Статьей 8 Закона N 25-ФЗ действие частей первой, второй и четвертой статьи 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" продлено на 2003 год.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, и в порядке, установленном главами 14 и 15 названного кодекса, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществлении контроля. Согласно подпунктам 7 и 9 пункта 1 статьи 21 и подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган (в данном случае - отделение фонда) обязан направить налогоплательщику (обществу) копию акта проверки, а последний вправе представить пояснения либо возражения по акту проведенной проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение фонда) извещает налогоплательщика (общество) заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком (обществом) возражений по акту проверки. Только в случае если, несмотря на извещение, налогоплательщик не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
В силу пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые установлены названным кодексом.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно указали на необоснованность доводов отделения фонда относительно соблюдения прав общества при привлечении к ответственности.
Из материалов дела следует, что решение отделения фонда о привлечении общества к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования вынесено без извещения страховщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки о выявленном правонарушении, что, по мнению суда, в данном случае лишило общество возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отделение фонда нарушило установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок производства по делу, что в данном случае в силу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для признания решения страхователя о привлечении общества к ответственности незаконным, а, следовательно, отсутствуют и основания для взыскания с общества штрафа.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-37469/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2004 г. N А56-37469/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника