Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2004 г. N А56-49848/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Блиновой Л.В. и Хохлова Д.В.,
при участии в судебном заседании представителя Инспекции по Петроградскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Шахнина М.А. (доверенность от 28.05.04 N 14-05/11717),
рассмотрев 17.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Петроградскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 11.02.04 (судья Семиглазов В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 21.05.04 (судьи Градусов А.Е., Дроздов А.Г., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-49848/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Техносервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции по Петроградскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 20.08.03 N 216 и об обязании налоговой инспекции возместить обществу 67 167 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2003 года.
Решением суда от 11.02.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество не подтвердило правомерность предъявления к вычету налога на добавленную стоимость за апрель 2003 года, поскольку не представило в инспекцию товаросопроводительные документы. Кроме того, представленные счета-фактуры, в нарушение подпункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, содержат недостоверные данные, в связи с чем. не могут являться основанием для предъявления сумм налога к вычету.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпункта 5 статьи 169" следует читать "пункта 5 статьи 169"
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 30.08.02 заключило экспортный контракт N 51 на поставку запасных частей к турбине в адрес общества с ограниченной ответственностью "ПТК" АО "Азерэнержи" (Азербайджанская республика, город Баку). В рамках вышеуказанного контракта, заявитель осуществил 8 экспортных поставок запасных частей, в соответствии с грузовыми таможенными декларациями с 13.10.2002 года по 30.01.2003 года. Общая сумма налога на добавленную стоимость, уплаченного заявителем российским поставщикам запасных частей, составила 4 703 340 рублей и заявлена обществом к возмещению по трем налоговым периодам: февраль 2003 года - 4 179 006 руб., март 2003 года - 457 167 руб., апрель 2003 года - 67 167 руб.
Общество 20.05.03 обратилось в инспекцию с заявлением о возмещении 67 167 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам экспортных товаров за апрель 2003 года, к заявлению приложены декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2003 года, а также пакет документов, подтверждающих право на возмещение налога на добавленную стоимость. Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка правомерности подтверждения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за апрель 2003 года по товарно-материальным ценностям, реализованным заявителем в режиме экспорта. По результатам проведения камеральной проверки налоговым органом составлен акт от 06.08.03 и принято решение от 20.08.03 N 216, согласно которому обществу отказано в возмещении из федерального бюджета 67167 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2003 года в связи с неподтверждением обоснованности налоговых вычетов. При этом в период с 21.08.03 по 28.10.03 заявителем в налоговую инспекцию поданы протокол разногласий к акту камеральной проверки и две жалобы на бездействие ответчика в отношении не принятия решения о возмещении или отказе в возмещении налога на добавленную стоимость из федерального бюджета за апрель 2003 года. Однако протокол разногласий и жалобы на бездействие оставлены ответчиком без рассмотрения. Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 данной статьи Кодекса суммы, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Возмещение налога на добавленную стоимость производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком названной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, которые в силу пункта 1 этой статьи Кодекса подтверждают его право на применение налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм налога на добавленную стоимость при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, которые подтверждаются документами, предусмотренными статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае инспекция не оспаривает факты экспорта товаров и уплаты обществом налога на добавленную стоимость поставщикам материальных ресурсов.
Довод подателя жалобы о том, что общество не подтвердило правомерность предъявления за апрель 2003 года к вычету 67 167 руб. налога на добавленную стоимость, поскольку не представило товаросопроводительные документы, кассационная инстанция считает несостоятельным.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности применения вычетов сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, которые производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 Кодекса, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса.
Таким образом, в силу названных норм права налогоплательщик должен представить в налоговый орган в подтверждение своего права на применение налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении им товаров (работ, услуг), документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога, а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом положениями статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, которые регулируют особенности применения экспортерами налоговых вычетов, не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган иные документы, в том числе товарно-транспортные.
В данном случае судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что общество представило полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в подтверждение факта экспорта товаров, а также применения налоговых вычетов.
Довод жалобы налогового органа о том. что представленные обществом счета-фактуры, в нарушение подпункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, содержат недостоверные данные, в связи с чем, не могут являться основанием для предъявления сумм налога к вычету, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом невыполнение требований к оформлению счета-фактуры, не предусмотренных названными пунктами статьи 169 Кодекса, не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Из материалов дела следует, что вывод налоговой инспекции о недостоверности данных указанных в представленных заявителем счетах-фактурах основан на том, что общество фактически не находится по юридическому адресу, указанному в учредительных документах.
Вместе с тем, инспекция не учитывает, что в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Таким образом, названная норма права не содержит конкретного требования о том, какой именно адрес покупателя и грузополучателя следует указывать продавцу при оформлении счета-фактуры, то есть адрес покупателя, указанный в учредительных документах или его фактический адрес.
Суд первой инстанции установил и инспекция не оспаривает, что в представленных обществом счетах-фактурах указан, тот адрес, который соответствует его адресу по месту государственной регистрации.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали правомерный вывод о том, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры оформлены надлежащим образом и содержат все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом следует отметить, что отсутствие налогоплательщика по адресу, указанному в его учредительных документах, не предусмотрено нормами Налогового кодекса Российской Федерации в качестве основания для отказа экспортеру в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции, правомерно обязали налоговый орган возместить обществу 67 167 руб. налога на добавленную стоимость по экспорту товаров за апрель 2003 года путем возврата на расчетный счет налогоплательщика, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.02.04 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-49848/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Петроградскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2004 г. N А56-49848/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника