Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 августа 2004 г. N А13-11201/03-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Пастуховой М.В.,
при участии от ОАО "Сокольский ЦБК" юрисконсульта Рязанова С.В. (доверенность от 29.06.2004 N 142-юр),
рассмотрев 18.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 15.03.2004 (судья Виноградова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 17.05.2004 (судьи Богатырева В.А., Хвостов Е.А., Кудин А.Г.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11201/03-14,
установил:
Открытое акционерное общество "Сокольский ЦБК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - инспекция) от 19.09.2003 N 64 в части отказа в возмещении 2 226 604,84 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2003 года (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 15.03.2004 заявление общества удовлетворено. Решение инспекции от 19.09.2003 N 64 признано недействительным и инспекция обязана в трехдневный срок со дня вступления решения суда в силу возместить обществу 1 406 396, 14 руб. НДС по налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за май 2003 года (с учетом определения суда от 14.05.2004 об исправлении описки).
Постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2004 решение суда от 15.03.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение и постановление и отказать обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что у общества на момент оплаты поставщику товара, реализованного впоследствии заявителем на экспорт, на счете отсутствовали достаточные денежные средства, общество не понесло затрат в форме отчуждения имущества в пользу поставщика.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество 20.06.2003 представило в инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за май 2003 года, согласно которой к вычету заявлено 3 350 093 руб., а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ. В названной декларации заявлен к вычету налог в сумме 3 089 363 руб. предъявленный налогоплательщику и уплаченный им при приобретении товаров (работ, услуг) использованный при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи на экспорт. В названную сумму вычета обществом включена сумма 2 226 604,84 руб. как уплаченная поставщику (ООО "Техстройгарант").
Инспекция провела камеральную проверку названной декларации, по результатам которой вынесла оспариваемое решение от 19.09.2003 N 64 об отказе обществу в возмещении 2 226 973,17 руб. НДС. В решении инспекция указала на то, что согласно анализу движения денежных средств по расчетному счету общества N 40702810900000003881 в ОАО "Банк "Зенит" на момент проведения расчетов с поставщиком продукции (ООО "Техстройгарант") на расчетном счете не было достаточных средств для оплаты продукции, поставляемой в дальнейшем на экспорт, и общество не понесло реально затрат в форме отчуждения имущества в пользу поставщика.
Общество не согласилось с решением инспекции и оспорило его в арбитражный суд.
Судебные инстанции удовлетворили требования общества.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не подлежащими отмене.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Пунктами 9 и 10 статьи 165 установлено, что документы (их копии), указанные в пунктах 1-5 статьи 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов). Документы, указанные в данной статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0% одновременно с представлением налоговой декларации.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 данного Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Судебные инстанции правильно указали, что общество имело право включить в налоговые вычеты суммы НДС, предъявленные ему поставщиком при приобретении товаров, поставленных в дальнейшем на экспорт, при условии уплаты сумм налога в составе цены товара поставщику (ООО "Техстройгарант").
Заявителем в подтверждение оплаты товара поставщику представлены платежные поручения от 14.03.2003 N 70, от 02.04.2003 N 97, от 16.04.2003 N 106 и N 107, от 13.05.2003 N 121 и N 122.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с названными нормами судебные инстанции оценили представленные сторонами доказательства, дали их подробный анализ и пришли к выводу, что налоговый орган не доказал факт отсутствия затрат обществом в форме отчуждения имущества в пользу поставщика при оплате ему товара. Оплата товара поставщику произведена заявителем за счет средств, поступивших на расчетный счет общества. Обществом правомерно включены в налоговый вычет суммы НДС, уплаченного поставщику за приобретенный товар.
Судебными инстанциями подробно проверены все доводы инспекции и обоснованно не приняты ими во внимание.
В соответствии со статьей 165 НК РФ обществом полностью представлены документы подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Основные доводы инспекции направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Доказательств неприобретения обществом товаров у поставщика, неоприходование их, неэкспортирование этих товаров обществом инспекция не представила. Названные обстоятельства не указаны в оспариваемом решении инспекции, в связи с чем эти доводы не могут быть приняты во внимание.
При указанных обстоятельствах суды правильно применили нормы материального права и отсутствуют основания для отмены решения и постановления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.05.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-11201/03-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2004 г. N А13-11201/03-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника