Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 сентября 2004 г. N А56-47387/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу главного специалиста Крепака А.А. (доверенность от 17.05.2004 N 03-06/5228), от общества с ограниченной ответственностью "Экс Ти Продакшнс" юрисконсульта Гунченко А.А. (доверенность от 05.01.2004),
рассмотрев 02.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу на решение 06.02.2004 (судья Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 20.05.2004 (судьи Бойко А.Е., Исаева И.А., Кадулин А.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-47387/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экс Ти Продакшнс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу от 22.09.2003 N 38/11 об отказе в возмещении 4 458 918 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту товаров за май 2003 года и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 06.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2004, заявленные требования Общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, для подтверждения факта реализации товара на экспорт Обществом не представлен полный комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): отсутствует товаросопроводительные документы (поручение на отгрузку и коносамент), подтверждающие вывоз товара за пределы территории Российской Федерации к грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10216040/190303/00009100.
Кроме того, Инспекция указывает на противоречия между транспортными, товаросопроводительными документами и ГТД. Инспекция также ссылается на то, что счета-фактуры, оформленные с нарушениями порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к возмещению или вычету.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за май 2003 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, заявив к возмещению 4 458 918 руб. НДС.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку обоснованности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, по результатам которой приняла решение от 22.09.2003 N 38/11 об отказе в возмещении 4 458 918 руб. НДС по экспорту товаров за май 2003 года.
В обоснование решения налоговый орган сослался на нарушение Обществом порядка оформления счетов-фактур, согласно которым заявитель предъявил налог к возмещению; отсутствие на копии дополнения к контракту от 25.11.2002 N 02/2002 отметки банка о принятии его на расчетное обслуживание; не подтверждение представленными выписками банка фактического поступления денежных средств от инопартнера; противоречия, имеющиеся в ряде ГТД и товаросопроводительных документах относительно транспортных средств и объемов вывезенного груза.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в связи со следующим.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что обложение налогом на добавленную стоимость товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг), определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисляемая в соответствии с подпунктом 6 статьи 166 НК РФ и уменьшенная на сумму налоговых вычетов.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпунктом 6 статьи 166" следует читать "пунктом 6 статьи 166"
В соответствии с пунктом 3 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом 3 статьи 173" следует читать "пунктом 2 статьи 173"
Условия и порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного организацией-экспортером поставщикам товарно-материальных ценностей, определены статьей 176 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров необходимо доказать факт экспорта товара, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в статье 165 Кодекса, а также соблюсти условия, предусмотренные статьями 169, 171-173 и статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации указанных товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Возражая против заявленных требований, налоговый орган сослался на то, что Общество не подтвердило факт экспорта продукции, поскольку в представленных им документах имеются существенные расхождения в данных, идентифицирующих товар.
Апелляционная инстанция признала это обстоятельство не имеющим значения для дела, поскольку это обстоятельство не может рассматриваться как основание для отказа возмещения НДС, с учетом того, что товар фактически вывезен за пределы Российской Федерации.
Между тем суд обязан оценить имеющиеся в деле доказательства в их взаимной связи.
В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость непосредственно связано с необходимостью подтверждения им факта экспорта того товара, при расчетах за который была уплачена поставщику сумма налога. При этом документы, представляемые налогоплательщиком, должны содержать достоверную информацию.
В данном случае судебные инстанции, удовлетворяя требования Общества, пришли к выводу о том, что налогоплательщиком представлены все необходимые документы в соответствии с требованиями статьи 165 НК РФ.
Однако в материалах дела отсутствуют товаросопроводительные документы (поручения на отгрузку и коносамент) к ГТД N 10216040/190303/00009100. Ряд документов не переведен на русский язык. Также имеются противоречия между рядом ГТД и товаросопроводительными документами относительно объема поставок и наименования транспортных средств, которыми вывозился экспортируемый товар (том 1, лист дела 107).
Эти противоречия суд не устранил.
При таких обстоятельствах суд неправомерно признал факт соблюдения Обществом требований пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, кассационная инстанция считает неправомерным вывод апелляционной инстанции о том, что оплата товара по счетам-фактурам внутреннего рынка не лишают Общество права на возмещение НДС, поскольку право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной декларации по ставке 0 процентов обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
Кроме того, спорные счета-фактуры, а также договоры с поставщиками товаров в материалах дела отсутствуют, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствует возможность проверить соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах следует признать, что судебными инстанциями ненадлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, а выводы, положенные в основу принятых судебных актов, не соответствуют им.
Поэтому, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо дать оценку обстоятельствам дела с учетом доводов Общества и возражений на них налогового органа, всесторонне, полно и объективно исследовать и оценить имеющиеся в деле доказательства, после чего принять законное и обоснованное решение по существу заявленных требований в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 3 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение 06.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 20.05.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-47387/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 сентября 2004 г. N А56-47387/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника