Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 сентября 2004 г. N А56-10838/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Дмитриева В.В., Малышевой Н.Н., при участии от совместного Российско-Турецкого предприятия закрытого акционерного общества "ЭКУРУС" Лавицкой А.В. (доверенность от 23.07.04 N 44), рассмотрев 01.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.04 по делу N А56-10838/04 (судья Савицкая И.Г.),
установил:
Совместное Российско-Турецкое предприятие закрытое акционерное общество "Экурус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области от 15.12.03 N 13-24/31579 в части отказа в возмещении 44 525 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года и обязании инспекции возместить указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет заявителя.
Решением суда от 26.04.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество не имеет права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и налоговых вычетов, так как допустило нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку не представило товаросопроводительные документы (фрахтовые билеты и СМР) с отметками таможенного пограничного органа о вывозе товара полностью за пределы Российской Федерации. Кроме того, на момент вынесения решения инспекции не получено подтверждение уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками заявителя, следовательно, отсутствует база для возмещения налога.
Представитель налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество представило 01.10.03 в налоговую инспекцию декларацию за август 2003 года по экспортным операциям, налог на добавленную стоимость по которым исчисляется по ставке 0 процентов. Вместе с декларацией Общество направило в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов к выручке от реализации товаров на экспорт и налоговых вычетов.
Налоговый орган провел камеральную проверку декларации и документов общества. В ходе проверки инспекцией сделан вывод о неправомерном предъявлении обществом к возмещению из бюджета 44 525 руб. налога на добавленную стоимость, поскольку товаросопроводительные документы - фрахтовые билеты и СМР к грузовым таможенным декларациям не содержат отметок таможенного пограничного органа, свидетельствующих о вывозе товара полностью за пределы Российской Федерации. Кроме того, инспекция сослалась на то, что в бюджете отсутствует источник для возмещения обществу налога. В ходе налоговой проверки установлено, что поставщики экспортируемого товара не подтвердили выполнение своих обязанностей по уплате в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, полученных за товар.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 15.12.03 N 13-24/31579, согласно которому обществу отказано в возмещении из бюджета 44 525 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за август 2003 года.
Общество не согласилось с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал недействительным решение налогового органа об отказе обществу в возмещении из бюджета 44 525 руб. налога на добавленную стоимость, установив, что общество выполнило требования, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, представило в налоговый орган документы, приведенные в пункте 1 статьи 165 НК РФ и подтверждающие право налогоплательщика на возмещение спорной суммы налога на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ содержится перечень документов, которыми налогоплательщик в силу названной нормы и пункта 4 статьи 176 НК РФ обязан подтвердить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ экспортер обязан представить в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации. Налогоплательщик может представить любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:
копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;
копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
В данном случае налогоплательщик представил налоговому органу и в судебное заседание копии фрахтовых (грузовых) билетов с указанием порта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации и отметкой пограничной таможни Российской Федерации "Погрузка разрешена". Кроме того обществом представлены грузовые таможенные декларации с отметками таможенного органа "товар вывезен полностью" и СМР с отметками "выпуск разрешен".
Поскольку общество представило налоговому органу полный пакет документов, соответствующий требованиям пункта 1 статьи 165 НК РФ, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость.
Довод налогового органа о том, что спорная сумма налога не подлежит возмещению, так как налог не уплачен в бюджет поставщиками, отклоняется кассационной инстанцией как несостоятельный.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права, установлены статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) определен в пункте 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение налога налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Кодекса должен проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ, а согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками.
Поэтому суд обоснованно признал недействительным решение инспекции от 15.12.03 N 13-24/31579 в части отказа в возмещении 44 525 руб. налога на добавленную стоимость, принятое с нарушением норм налогового законодательства.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт соответствующим действующему законодательству, а кассационную жалобу налогового органа - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.04 по делу N А56-10838/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 4 п.1 ст. 165 НК РФ для подтверждения права на возмещение НДС, уплаченного при сделке с иностранным покупателем, налогоплательщик должен представить в налоговый орган копии товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов о вывозе товара за пределы РФ.
Налоговый орган отказал Обществу, которое экспортировало товары через морской порт, в возмещении НДС, поскольку во фрахтовых билетах и СМР к грузовым таможенным декларациям нет отметок таможенных пограничных органов о том, что товар полностью вывезен за пределы РФ.
В связи с этим при рассмотрении дела следовало установить, подтверждают ли представленные документы право Общества на возмещение налога.
В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ для получения права на возмещение НДС налогоплательщику следует представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 165 НК РФ факт вывоза товара за пределы РФ может быть подтвержден копией поручения на отгрузку груза с отметкой таможни "Погрузка разрешена" и копией коносамента с указанием порта разгрузки за пределами РФ. Причем налогоплательщик вправе представить любой из этих документов.
Копии фрахтовых билетов с указанием порта разгрузки за пределами РФ и отметкой таможни РФ "Погрузка разрешена", а так же грузовые таможенные декларации с отметками таможни "товар вывезен полностью" и СМР с отметками "выпуск разрешен", представленные Обществом, так же подтверждают вывоз товара за пределы таможенной территории РФ. Поэтому суд указал, что требования подп. 4 п.1 ст. 165 НК РФ в данном случае выполнены.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию Общества, оставил в силе состоявшиеся по делу решение, а в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2004 г. N А56-10838/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника