Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 августа 2004 г. N А13-3432/04-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 24.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.05.04 по делу N А13-3432/04-21 (судья Ковшикова О.С.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ремком" (далее - общество) штрафа в размере 8 369 руб. 74 коп. на основании решения от 26.12.03 N 17.15/173 - 213/176 и требования от 26.12.03 N 17-15/315.
Решением суда от 06.05.04 заявленные требования удовлетворены частично, с общества взыскан штраф в размере 661 руб. 24 коп. В удовлетворении остальной части требований инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, общество до оформления аренды земельных участков обязано уплачивать земельный налог, поскольку фактически пользовалось земельным участком.
Стороны о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.02, о чем составлен акт от 04.12.03 N 17-15/173-213/ДСП.
На основании акта проверки и по результатам рассмотрения возражений общества налоговым органом вынесено решение от 26.12.03 N 17-15/173-213/176 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на землю за 2000 - 2002 годы в виде штрафа в сумме 643 руб.23 коп., а также к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по налогу на землю за те же периоды в виде штрафа в сумме 7 726 руб.52 коп.
Как указано в решении инспекции, общество арендует у открытого акционерного общества "Коксохиммонтаж-2" (далее - ОАО "Коксохиммонтаж-2") офисное помещение в административно-бытовом корпусе по адресу: город Череповец, Северное шоссе, 65, 1 этаж, общей площадью 222 квадратных метра; производственное помещение в пристройке к производственной базе по тому же адресу общей площадью 109 квадратных метров и производственное помещение на производственной базе по тому же адресу общей площадью 908 квадратных метров.
По мнению инспекции, общество, являясь пользователем части здания, также является пользователем соответствующего земельного участка, занятого зданием, в связи с чем обязано уплачивать налог на землю и представлять в налоговый орган соответствующие налоговые декларации.
В обоснование своих выводов инспекция ссылается на нормы статей 1 и 16 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю"), а также на пункт 2 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 652 ГК РФ, если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона "О плате за землю" собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Из приведенных норм следует, что законный владелец недвижимости признается законом и владельцем земельного участка, как расположенного под объектом недвижимости, так и находящегося возле здания и связанного с его эксплуатацией. Правоустанавливающим документом как для внесения арендной платы, так и для уплаты земельного налога, если арендная плата не предусмотрена, является договор аренды. Поэтому арендатор должен оплачивать землепользование, перечисляя арендную плату арендодателю либо земельный налог в соответствующие бюджеты. То обстоятельство, что общество является арендатором строения, не освобождает его от уплаты земельного налога за участок, на котором расположено арендуемое строение (часть строения), если по условиям договора в арендную плату не включена плата за пользование земельным участком. Иной вывод противоречит принципу платности землепользования (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 1 Закона "О плате за землю").
Общество, ссылаясь на статью 15 Закона "О плате за землю", полагает, что в связи с отсутствием документа, удостоверяющего право собственности, владения или пользования земельным участком, оно не является плательщиком налога на землю.
Согласно статье 1 Закона "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за землю является земельный налог, которым облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, за исключением арендаторов.
В соответствии со статьей 15 названного закона основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Между ОАО "Коксохиммонтаж-2" и обществом заключены договоры аренды нежилых помещений от 24.01.2000 N 28, от 10.01.01 N 16 и от 09.01.02 N 33, в которых не определено право на соответствующий земельный участок. Следовательно, в силу пункта 2 статьи 652 ГК РФ у общества на основании договоров аренды нежилых помещений возникло право пользования соответствующей частью земельного участка.
Порядок установления и взимания платы за землю установлен разделом V Закона "О плате за землю".
Согласно статье 16 Закона "О плате за землю" земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Таким образом, вывод инспекции о том, что общество является пользователем земельными участками, является правильным.
Вместе с тем плата за пользование земельным участком, на котором расположено арендованное недвижимое имущество, может входить в состав арендной платы по условиям договора аренды. Поэтому арендатор может оплачивать землепользование, перечисляя плату за землю арендодателю либо земельный налог в соответствующие бюджеты. То обстоятельство, что общество является арендатором помещений, освобождает его от уплаты земельного налога за участок, на котором расположены арендуемые здания (части зданий), если по условиям договора в арендную плату включена плата за пользование земельным участком.
Таким образом, общество, являясь землепользователем участков, обязано было исчислять и уплачивать земельный налог.
Поскольку обществом не представлены доказательства того, что плата за землю за 2000 год включена в состав арендной платы, судом сделан правильный вывод о неправомерной неуплате обществом налога на землю за этот период в сумме 806 руб. 20 коп., в связи с чем привлечение к ответственности за неуплату налога на землю за этот период в виде штрафа в сумме 161 руб. 24 коп. является обоснованным.
По 2001 и 2002 годам обществом представлены расчеты арендной платы, в состав которых включена плата за землю. Поэтому суд правомерно сделал вывод об отсутствии оснований для доначисления налога на землю, пеней.
В ходе проверки налоговым органом установлено также, что общество не представило в установленный срок налоговые декларации по налогу на землю за 2000 - 2002 годы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока, влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога и 10% суммы налога, подлежащих уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная с 181-го дня.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, общество обязано было уплатить в бюджет налог на землю только в 2000 году, а в 2001 и 2002 годах такая обязанность у него отсутствовала. Следовательно, обязанность представить декларацию по налогу на землю была у общества только в 2000 году.
По мнению кассационной инстанции, суд правомерно привлек общество к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ за 2000 год.
В соответствии со статьей 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера санкций не меньше, чем в два раза при наличии смягчающих ответственность обстоятельств. В данном случае суд признал смягчающим ответственность обстоятельством несоразмерность штрафа последствиям допущенного нарушения. Поэтому правомерно снизил размер штрафа до 500 руб. Оснований для переоценки выводов суда у кассационной инстанции не имеется.
Требование об уплате налоговой санкции от 26.12.03 N 17.15/315 общество добровольно не исполнило, поэтому суд правомерно взыскал с него штраф в размере 661 руб. 24 коп., в том числе 161 руб. 24 коп. за неуплату налога на землю и 500 руб. за непредставление декларации по налогу на землю по 2000 году.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение соответствуют нормам материального и процессуального права и отмене не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 06.05.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3432/04-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.2 ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" земельным налогом облагаются собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
В то же время из содержания нормы не ясно, являются ли плательщиками земельного налога арендаторы зданий и помещений.
По мнению налогового органа, Общество - арендатор офисного и производственного помещений, является плательщиком земельного налога. Используя часть здания, оно, соответственно, является пользователем земельного участка, на котором расположено здание.
В связи с этим при рассмотрении дела следовало установить, обязано ли Общество уплачивать земельный налог.
В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 652 ГК РФ на срок аренды здания к арендатору переходит право пользования частью земельного участка, занятого зданием.
Таким образом, арендатор здания становится землепользователем. При этом не имеет значения, что у него отсутствуют документы, удостоверяющие право собственности, владения или пользования указанным участком. Право пользования им возникает у арендатора в силу договора аренды помещения. Поэтому суд указал, что арендатор помещения правомерно признан плательщиком земельного налога.
В то же время согласно ст. 16 Закона РФ N 1738-1 арендатор здания может оплачивать землепользование путем уплаты земельного налога в бюджет либо перечисляя плату за землю арендодателю. В 2001, 2002г.г. плата за землю по договору аренды уплачивалась Обществом в составе арендной платы за здание. Поэтому суд сделал вывод, что оснований для привлечения к ответственности за не уплату земельного налога за эти периоды нет.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию Общества, оставил в силе состоявшееся по делу решение, а в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2004 г. N А13-3432/04-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника