Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 августа 2004 г. N А05-13350/03-18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Котласский электромеханический завод" Нечаева В.Б. (доверенность от 06.01.04 N 33П/-4);
рассмотрев 24.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 06.03.04 (судья Чалбышева И.В.) и постановление от 31.05.04 Арбитражного суда Архангельской области по делу А05-13350/03-18, (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Тряпицына Е.В.)
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Котласский электромеханический завод" (далее - завод) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) принять решение о списании 50% (930 600 руб.) задолженности по пеням, штрафам и внести соответствующую запись в лицевой счет налогоплательщика.
Решением суда от 06.03.04 суд удовлетворил заявленные требования.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.05.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права - постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.02 N 269 "О списании сумм задолженности по пеням и штрафам" (далее - постановление N 269).
Законность обжалуемых решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решениями инспекции от 04.02.2000, 03.04.2000 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - постановление N 1002) заводу предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам. Данными решениями налоговый орган отсрочил заводу уплату пеней и дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Приказом от 30.04.02 N БГ-3-29/235 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам утвердило Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением N 1002 (далее - Правила).
Для списания соответствующей суммы задолженности по пеням и штрафам при соблюдении установленных условий ее списания налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган по месту нахождения организации. Решение о списании задолженности по пеням и штрафам принимается руководителем налогового органа. Списание задолженности оформляется соответствующей записью в лицевом счете.
В ноябре 2002 года Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направило территориальным налоговым органам письмо от 20.11.02 N ОС-6-29/1796, в соответствии с которым задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль включается в сумму реструктурированной задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов, в связи с чем налоговым органам предложено провести соответствующую корректировку графиков погашения задолженности. Эти разъяснения даны исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 13.11.01 N 225-О и от 10.01.02 N 5-О.
Из материалов дела следует, что в течение двух лет со дня принятия решения о реструктуризации завод соблюдал график погашения задолженности, и на 04.04.02 просроченной задолженности у него не было.
Во второй половине срока реструктуризации у завода произошла задержка уплаты текущих платежей по налогам и сборам, в связи с чем инспекцией в дальнейшей реструктуризации налогоплательщику отказано.
20.06.02 Инспекция внесла изменения в решения от 04.02.2000 и от 03.04.2000 о реструктуризации задолженности завода по пеням и штрафам, уточнив суммы задолженности, направила письмо от 28.06.02 N 09-210/7178, которым предложила заводу в срок до 10.07.02 откорректировать графики погашения реструктурированной задолженности в федеральный и областной бюджеты.
Инспекция считает, что не могла рассмотреть вопрос о списании половины задолженности по пеням и штрафам, поскольку не было полной уплаты текущих платежей и оплаты реструктурированной задолженности по дополнительным платежам по состоянию на 01.10.02.
Завод возражает против признания непогашенной части долга в виде дополнительных платежей по налогу на прибыль, ссылаясь на разъяснения, изложенные в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.06.02 N АС-6-29/867, согласно которым при принятии решения о списании задолженности по пеням и штрафам оценка уплаты текущих налоговых платежей и уплаты платежей по графику производится на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом.
Во исполнение статьи 138 Закона "О федеральном бюджете на 2002 год" Правительством Российской Федерации принято постановление N 269. Данным постановлением установлено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с постановлением N 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности (в соответствии с правилами, определенными этим министерством).
Согласно пункту 4 Порядка реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением N 1002 (далее - Порядок), организация имеет право на погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет.
Одновременно пунктом 5 этого же Порядка закреплено право организации произвести досрочное, то есть до истечения 6 лет, погашение задолженности по налогам и сборам, а также определены условия списания задолженности по пеням и штрафам и порядок уплаты платежей для реализации права на списание задолженности по пеням и штрафам.
В постановлении N 269 помимо предусмотренных в пункте 5 Порядка условий списания задолженности по пеням и штрафам, Правительство Российской Федерации указало, что списание задолженности по пеням и штрафам осуществляется с момента погашения суммы реструктурированной задолженности по налогам.
Предусмотрено, что при погашении организацией половины реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам.
В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам (при условии полного и своевременного ежеквартального внесения текущих платежей в федеральный бюджет) в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган по месту нахождения организации производит списание половины от оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам, подлежащей уплате, согласно графику (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
При изложенных обстоятельствах, суд сделал правомерный вывод о том, что на 01.07.02, на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом двухгодичного периода реструктуризации, завод не нарушил ее условия. Следовательно, половина долга завода по пеням и штрафам подлежит списанию инспекцией.
Кассационная инстанция считает этот вывод судебных инстанций правильным, оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а жалобу инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 06.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.04 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-13350/03-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2004 г. N А05-13350/03-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника