Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 сентября 2004 г. N А05-1089/04-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Блиновой Л.В. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 31.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Архангельское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" на решение от 09.03.04 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 20.05.04 (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1089/04-11,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в города Архангельске (далее - управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального предприятия "Архангельское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - предприятие) 8 072 108 руб. 64 коп., в том числе 6 408 332 руб. 83 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год и 1 663 775 руб. 81 коп. пеней.
Решением суда от 09.03.04 с предприятия взыскано 6 408 332 руб. 83 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год и 6 408 751 руб. 95 коп. пеней, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом статьей 46, 48 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы считает, что исковое заявление подано управлением фонда за пределами срока исковой давности, установленного для взыскания недоимок и пеней.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа 30.08.04 поступило ходатайство предприятия о приостановлении исполнительного производства. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения ходатайства учитывая позднюю дату его поступления и трехдневный срок, установленный для его рассмотрения (пункт 3 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, предприятием в Инспекцию города Архангельска Министерства Российской Федерации по налогам и сборам представлена декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год, согласно которой в 2002 году страхователь должен уплатить страховые взносы в размере 5 658 877 руб. 58 коп. на страховую часть трудовой пенсии и 749 455 руб. 25 коп. на накопительную часть трудовой пенсии. Поскольку в сроки, установленные статьей 24 Закона Российской Федерации от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), предприятие страховые взносы не уплатило, налоговым органом направлено требование от 13.10.03 N 03-15/17010 об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по состоянию на 30.09.03, которым страхователю предложено в срок до 10.11.03 уплатить 8 072 108 руб. 64 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Указанное требование предприятием в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем управление фонда обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции рассматривает материалы дела в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы.
Кассационная инстанция отклоняет довод предприятия относительно пропуска страховщиком срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации для взыскания недоимок и пеней.
В соответствии с абзацем третьим статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налогов должно быть направлено налогоплательщику (предприятию) не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (страхового взноса).
Под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов (статья 23 Закона N 167-ФЗ). Страховые взносы уплачиваются ежемесячно нарастающим итогом. Окончательный расчет по итогам расчетного периода (календарного года) производится страхователем не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный период). В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что срок уплаты разницы по страховым взносам за 2002 год - 15.04.03. На основании изложенного отклоняется ссылка предприятия на исчисление срока с 01.01.03.
При исчислении пресекательного срока взыскания недоимки по страховым взносам и пеней в судебном порядке следует учитывать трехмесячный срок, установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, срок на исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный управлением фонда в требовании от 13.10.03 N 03-15/17010, а также шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Суммарный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании со страхователя недоимок и пеней страховщиком в данном случае не пропущен, поскольку управление фонда подало заявление в арбитражный суд 27.01.04.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
При подаче кассационной жалобы предприятием заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины, по результатам рассмотрения которого подателю жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 102 и статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с предприятия подлежит взысканию государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 100 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 20.05.04 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1089/04-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия "Архангельское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия "Архангельское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" в доход федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 сентября 2004 г. N А05-1089/04-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника