Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 августа 2004 г. N А56-42642/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга ведущего специалиста Воронюк В.В. (доверенность от 06.04.2004 N 19/13401), от ООО "Морской рыбный порт" юрисконсульта Любавиной Е.А. (доверенность от 05.01.2004),
рассмотрев 23.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2004 по делу N А56-42642/03 (судья Семиглазов В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Морской рыбный порт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 20.06.2003 N 03-08-93 в части отказа Обществу в возмещении из бюджета 189 897 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2003 года.
Решением суда от 07.04.2004 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что Общество в нарушение подпунктов 3 и 4 пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не представило грузовые таможенные декларации (далее - ГТД) и копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. При этом в графе "отправитель" представленных Обществом ГТД значится не Общество, а другие владельцы грузов.
Общество представило в Инспекцию ряд платежных поручений, оплата по которым осуществлялась во исполнение договора от 19.08.2002 N 19082/01, не являющегося экспортным, следовательно, по мнению налогового органа, выручка по данным платежным поручениям подлежит налогообложению по ставке 20%, что и указано в графе "назначение платежа".
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество 18.04.2003 представило в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за март 2003 года. Инспекция провела камеральную налоговую проверку декларации Общества, по результатам которой вынесла решение от 20.06.2003 N 03-08-93 о возмещении заявителю 159 950 руб. НДС и об отказе в возмещении 189 897 руб. НДС.
В обоснование отказа в возмещении Обществу налога Инспекция указала, что налогоплательщик в нарушение пункта 4 статьи 165 НК РФ не представил документы, предусмотренные подпунктами 3 и 4 названной статьи Кодекса. Часть представленных Обществом копий транспортных и товаросопроводительных документов не содержит отметок пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы территории Российской Федерации. В нарушение подпункта 2 пункта 4 статьи 165 НК РФ Общество не представило документы, подтверждающие фактическое поступление выручки по договору от 21.08.2002 N 21082/01, заключенному с ООО "Скандинавский Торговый Дом".
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) определен в пункте 4 статьи 176 НК РФ, согласно которому для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
В пункте 4 статьи 165 НК РФ содержится перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0% и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ. В частности, подпунктом 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Положения данного подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Согласно названной норме такой особенностью является то, что для подтверждения обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации и копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Общество представило в налоговый орган и в суд копии поручений на отгрузку и коносаментов, которые отвечают требованиям подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Довод жалобы Инспекции об отсутствии на указанных документах отметок таможенного органа о вывозе товара за пределы территории Российской Федерации не соответствует положениям статьи 165 НК РФ, поскольку данная норма не предусматривает наличие таких отметок на коносаментах и на поручениях на отгрузку экспортируемых грузов.
Суд кассационной инстанции отклоняет и довод жалобы Инспекции о том, что в коносаментах, поручениях на отгрузку и ГТД в графе "отправитель" значится не заявитель, а другие организации, поскольку Общество не является владельцем груза, а осуществляет лишь функции экспедитора. Указанные документы оформлялись от имени владельцев груза, а Общество действовало от их имени.
Неправомерен и довод жалобы Инспекции о том, что договор от 19.08.2002 N 19082/01 не является экспортным, следовательно, выручка, полученная в оплату данного договора, также не является экспортной и подлежит налогообложению по ставке 20%.
Общество представило письма ООО "Скандинавский Торговый Дом" в которых указанная организация просит исправить ошибку, допущенную в платежных поручениях N 115, 111, 155, 135 и 116, и графу "назначение платежа" в платежных поручениях N 135 и 116 изложить в следующей редакции: "оплата за выгрузку и погрузку экспортного груза и внутрипортовое экспедирование по договору от 21.08.2002 N 21082/01 и счету 02/2656 от 28.10.2002 НДС 0,00%", а в платежных поручениях N 115, 111 и 155 изложить в редакции: "оплата за выгрузку и погрузку экспортного груза и внутрипортовое экспедирование по договору от 21.08.2002 N 21.08.2002 по счету от 14.10.2002 N 02/2565 НДС 0,00%".
Таким образом, следует признать, что Общество представило полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Имеющиеся в материалах дела копии коносаментов и поручений на отгрузку товаров на экспорт соответствуют требованиям подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, поскольку в них содержатся все предусмотренные этой нормой сведения, необходимые для подтверждения обоснованности применения ставки 0%.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействительным решение налогового органа от 20.06.2003 N 03-08-93 в оспариваемой части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2004 по делу N А56-42642/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
Н.А.Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. N А56-42642/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника