Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 сентября 2004 г. N А56-14926/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Кустова А.А., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 01.09.2004 в открытом судебном заседании, кассационную жалобу ИМНС России по Приморскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2004 по делу N А56-14926/04 (судья Жбанов В.Б.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Славнефть Санкт-Петербург" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) от 02.04.2004 N 14-27/9078 о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб. на основании статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за неполное оприходование в кассу денежной наличности.
Решением от 20.04.2004 заявление удовлетворено. Постановление ИМНС от 02.04.2004 признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 20.04.2004, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым по делу решением и считает его полностью соответствующим материалам дела. требованиям закона. Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Как видно из материалов дела, ИМНС 29.03.2004 проведена проверка полноты учета выручки, полученной Обществом с применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ). В ходе проверки установлено расхождение данных бухгалтерского учета выручки с данными суммирующих денежных счетчиков ККМ: превышение выручки фискальных отчетов по сравнению с данными бухгалтерского учета выручки составило 5 910 руб. 62 коп.
По результатам проверки оформлен акт от 29.03.2004 N 214 и составлен протокол об административном правонарушении от 29.03.2004 N 224 ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ. Руководитель ИМНС, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 29.03.2004 и приложенные к нему материалы, принял постановление от 02.04.2004 N 14-27/7078, в соответствии с которым на Общество за неполное оприходование в кассу денежной наличности наложен штраф в сумме 40 000 руб.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на виновное лицо в случае нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившегося в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов. Размер штрафа определен в отношении должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В протоколе об административном правонарушении от 29.03.2004 отражено неполное оприходование Обществом в кассу денежной наличности, полученной с применением ККМ, в сумме 5 910 руб. 62 коп., в том числе за 01.10.2003 - 142 руб. 72 коп., за 02.10.2003 - 1628 руб., за 11.11.2003 - 3440 руб., за 08.12.2003 - 199 руб. 98 коп., за 17.12.2003 - 499 руб. 92 коп.
Нарушение выразилось, по мнению ИМНС, в отсутствии оправдательных документов по неиспользованным кассовым чекам, в том числе и ошибочно пробитым. Ввиду отсутствия оригиналов ошибочно пробитых кассовых чеков административный орган пришел к выводу о нарушении Обществом статьи 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете", а также Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
Согласно Типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением кассир-операционист может выдать деньги по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе. То есть кассир-операционист должен составить и оформить совместно с администрацией акт о возврате денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию, записав в книгу кассира-операциониста суммы, выплаченные покупателям (клиентам) по возвращенным чекам, а также количество напечатанных нулевых чеков.
Из материалов дела видно, что фактически суммы, возвращенные Обществом покупателям, оформлялись чеками на возврат денежных средств и актами о возврате денежных средств покупателям. В книге кассира-операциониста сделаны записи о возвращенных денежных средствах.
Вывод о неполном оприходовании в кассу денежных средств сделан ИМНС в связи с отсутствием оправдательных документов, то есть в связи с отсутствием оригиналов погашенных кассовых чеков.
Под неполным оприходованием денежной выручки понимается часть наличных денежных средств, не учтенных и не поступивших в кассу, то есть сокрытых от налогообложения. Однако наличие расхождения между выручкой и фактическим наличием материальных ценностей ИМНС не устанавливалось.
Данные, свидетельствующие о расхождении фактического наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета, в материалах дела не представлены.
Кроме того, как видно из отчетов по топливно-раздаточным колонкам и фискальных отчетов используемых Обществом ККМ, сумма полученной Обществом торговой выручки совпадает, а указанные отчеты содержат сведения о суммах возвращенных денежных средств.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии в данном случае в действиях Общества состава административного правонарушения кассационная инстанция считает правильным и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2004 по делу N А56-14926/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2004 г. N А56-14926/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника