Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 августа 2004 г. N А56-5127/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Вистус" адвоката Баранова С.М. (доверенность от 01.06.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга главного специалиста Евсеевой Т.А. (доверенность от 06.04.2004 N 19/13395), специалиста Хачикян Н.А. (доверенность от 06.04.2004 N 19/13404),
рассмотрев 24.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вистус" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2004 по делу N А56-5127/04 (судьи Спецакова Т.Е., Дроздов А.Г., Цурбина С.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вистус" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 12.01.2004 N 02-03И-161.
Решением суда от 15.03.2004 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2004 решение суда отменено и в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, Общество подтвердило право на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку пункт 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусматривает представление в налоговый орган документов, подтверждающих право на вычет, а требование о представлении документов Инспекцией не направлялось.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Инспекции их отклонили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 16.10.2003 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за август 2003 года, в которой заявило к вычету 5 305 930 руб. названного налога, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной декларации, по результатам которой принято решение от 12.01.2004 N 02-03И-161 о доначислении 5 305 930 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года и привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 1 061 186 руб. штрафа. В обоснование принятого решения Инспекция указала на то, что Обществом в нарушение пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ не представлены первичные документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов.
Общество не согласилось с принятым решением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ стоимость ввозимых на территорию Российской Федерации товаров является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Из положений пункта 1 статьи 170 НК РФ и подпункта 2 пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что суммы налога, фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи, включаются в сумму налоговых вычетов, уменьшающих общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ.
В силу статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, оформленных при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в силу названных норм право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и, как следствие, на возмещение сумм налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации обусловлено фактами уплаты этого налога таможенным органам и оприходования ввезенных товаров.
Статьей 176 НК РФ установлен порядок возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость в случаях, когда сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 Кодекса.
Несмотря на подробную регламентацию нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации налоговых вычетов (статья 171 НК РФ), оснований, при наличии которых возникает право на вычеты (статья 172 НК РФ), условий и порядка возмещения налога на добавленную стоимость в случаях, когда сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ (статья 176 НК РФ), нормы этой главы не содержат указания на обязанность налогоплательщика представлять вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов.
Вместе с тем, при проверке сведений, указанных в декларации по налогу на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период, и возникновении необходимости проверить правильность предъявленных к вычету сумм налога на добавленную стоимость налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие факты приобретения налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и их оприходования, а также уплаты налога поставщикам или таможенным органам.
В случае если налоговым органом указанные документы у налогоплательщика не затребованы, он обязан до вынесения решения принять меры к их получению, но не вправе отказать в применении налоговых вычетов по мотиву непредставления документов. Такой отказ не основан на нормах законодательства о налогах и сборах.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией 29.09.2003 направлено в адрес налогоплательщика требование N 02/25887 о предоставлении документов для проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость за июль и август 2003 года, в то время как уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за август 2003 года, в которой указаны спорные вычеты, представлена Обществом в налоговый орган 16.10.2003 года.
В суде кассационной инстанции представители Инспекции подтвердили, что требование о предоставлении документов, подтверждающих право на налоговые вычеты по уточненной декларации, заявителю не направлялось.
При таких обстоятельствах следует признать, что судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о неправомерном непредставлении Обществом в налоговый орган истребованных документов и о законности оспариваемого решения Инспекции.
Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права, а кассационная жалоба Общества - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 5 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2004 по делу N А56-5127/04 отменить.
Оставить в силе решение того же суда от 15.03.2004.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вистус" из федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
М.В.Пастухова |
Г.Г.Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 августа 2004 г. N А56-5127/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника