Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 сентября 2004 г. N А66-2759-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кирейковой Г.Г., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области ведущего специалиста юридического отдела Медниковой Ю.А. (доверенность от 03.12.2003 N 102),
рассмотрев 01.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.05.2004 по делу N А66-2759-04 (судья Ильина В.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьторф" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области (далее - инспекция) от 04.02.2004 N 488 о взыскании на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 1 000 руб. налогов и 2 841,58 руб. пеней за счет денежных средств налогоплательщика - организации на счетах в банках в связи с неисполнением требования от 26.11.2003 N 5928 в срок до 11.12.2003.
Решением от 14.05.2004 суд удовлетворил заявленные обществом требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новое. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование он указывает на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-фз (далее - Закон N 6-фз) и согласно пункту 24 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.08.97 N 20 налоги и другие обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает после открытия конкурсного производства, покрываются из конкурсной массы вне очереди и подлежат уплате в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 23.12.2002 по делу N А66-7833-02 общество в соответствии с Законом N 6-фз признано несостоятельным и в отношении его открыто конкурсное производство сроком на 1 год, до 23.12.2003. Определением арбитражного суда от 10.02.2004 конкурсное производство продлено до 23.06.2004.
Инспекция направила заявителю требование от 26.11.2003 N 5928 об уплате налога - 1000 руб. (плата за пользование водными объектами), обязанность по уплате которого возникла в период конкурсного производства, и пеней по названному платежу, а также по другим налогам и сбору в сумме 2 841,58 руб.
В связи с неисполнением названного требования инспекция на основании статьи 46 НК РФ вынесла решение от 04.02.2004 N 488 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках.
Общество не согласилось с решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества и кассационная инстанция считает такое решение суда правильным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 6-фз к налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно статье Закона N 6-фз конкурсное производство в отношении должника применяется в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, в связи с чем статьей 106 Закона N 6-фз установлена очередность удовлетворения таких требований.
В силу пункта 1 статьи 98 Закона N 6-фз с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
В соответствии со статьей 100 Закона N 6-фз в рамках конкурсного производства требования кредиторов предъявляются в срок, не превышающий двух месяцев с даты публикации в официальных источниках сведений о признании должника банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства. Конкурсный управляющий рассматривает заявленные требования и заносит их в реестр требований кредиторов.
Из пункта 1 статьи 106 Закона N 6-фз следует, что в ходе конкурсного производства вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
Из положений пункта 4 статьи 114 Закона N 6-фз следует, что требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Как установлено судом первой инстанции, реестр кредиторов ОАО "Тверьторф" закрыт 21.07.2003.
Из приведенных норм следует, что требования налоговых органов по текущим обязательным платежам в бюджет, обязанность по уплате которых возникла в период конкурсного производства, и порядок их удовлетворения регулируются нормами законодательства о банкротстве, поэтому налоговый орган не может в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации производить взыскание таких платежей.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества и нет оснований для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.05.2004 по делу N А66-2759-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2004 г. N А66-2759-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника