Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 августа 2004 г. N А21-11811/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Блиновой Л.В. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 24.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Калининградской области на решение от 25.03.04 (судья Лузанова З.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 09.06.04 (судьи Шкутко О.Н., Можегова Н.А., Приходько Е.Ю.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-11811/03-С1,
установил:
Государственное учреждение Краснознаменное Калининградское региональное пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации (правопреемник Калининградского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Калининградской области (далее - казначейство) от 10.07.03 N 35, направленного войсковой части 2114 на основании представления Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации (далее - КРУ) от 02.07.03 года N 80.
Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации по Калининградской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением суда от 25.03.04 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.06.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, КРУ проведена проверка правильности оплаты потребленных топливно-энергетических ресурсов войсковой частью 2114 за период с 01.01.99 по 31.12.02, в ходе которой выявлено нецелевое использование средств федерального бюджета. Результаты проверки отражены в акте от 22.04.03 (листы дела 10-27). На основании указанного акта управлением вынесено представление от 02.07.03 года N 80, в соответствии с которым казначейством в адрес учреждения направлено уведомление об изменении (уменьшении) объема бюджетных ассигнований от 10.07.03 N 35 на общую сумму 1 734 766 руб. по шести кодам экономической классификации - 110721, 110722, 110730, 110720, 240320, 110740 (лист дела 9).
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование выделенных бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать, во-первых, соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств, и, во-вторых, отклонение от регламентированного режима использования.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.95 N 82 "О бухгалтерском учете в учреждениях непроизводственной сферы, состоящих на федеральном бюджете и работающих в новых условиях хозяйствования", определено, что расходование средств с текущего бюджетного счета производится по их целевому назначению в пределах полученного финансирования по соответствующим кодам экономической классификации (далее - КЭК) расходов таблицы 6 "Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации" Бюджетной классификации Российской Федерации.
КРУ считает нецелевым использование средств федерального бюджета в сумме 1 162,87 тыс. руб. войсковой частью 2114. Из реестра погашения долга от 22.01.99, утвержденного начальником тыла Калининградского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации, сумма 1 162,87 тыс. руб. являлась задолженностью войсковой части 2114 за теплоэнергию, водоснабжение и капитальный ремонт. Согласно авизо N 414 Федеральной пограничной службы Российской Федерации была произведена запись о погашении долга перед государственным предприятием "Ленинградская атомная станция" войсковых частей Калининградского регионального управления (правопредшественника заявителя) за поставленную электроэнергию (КЭК 110730, целевая статья 200, вид расходов 462) на общую сумму 19 596 тыс. руб., в том числе войсковой части 2114 на сумму 3 726 326 руб. (лист дела 46) и эту финансовую операцию необходимо отразить в бухгалтерском учете в 3-м квартале 2000 года. Таким образом погашение задолженности прошлых лет производилось в централизованном порядке. Войсковая часть 2114 реально денежные средства не получала, оплату не производила, а списала кредиторскую задолженность в соответствии с положениями Порядка учета операций по централизованному снабжению, возникающих между заказчиком и грузополучателем, состоящими на одном бюджете, являющегося частью приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.99 N 107н "Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях".
Приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть положены в основание судебного акта, поскольку КРУ ссылается только на данные бухгалтерского учета и не указывает, на основании каких первичных документов были проведены бухгалтерские операции. В акте проверки от 09.04.03 эти сведения также отсутствуют. Суд апелляционной инстанции установил, что имела место замена лиц в обязательствах третьими лицами вне рамок заключенных воинской частью договоров.
Таким образом, суд правомерно признал уведомление недействительным в части уменьшения бюджетных ассигнований по КЭК 110720 на сумму 678 730 руб., по КЭК 110740 на сумму 413 710 руб. и по КЭК 240320 на сумму 70 426 руб., всего на сумму 1 162, 87 тыс. руб.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает правомерным вывод суда о том, что не является нецелевым использованием бюджетных средств оплата войсковой частью 2114 тепловой энергии, газа и электрической энергии, потребленных платными потребителями. Оплата произведена на основании договоров, заключенных воинской частью, а жилые дома находились на ее балансе.
В соответствии с Наставлением по квартирно-эксплуатационной службе воинской части войск Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР (утвержденным приказом председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР от 25.03.67 N 40) оплата потребленных проживающими в военных городках квартиросъемщиками энергоресурсов должна производиться после получения от квартиросъемщиков и за счет полученных от них сумм коммунальных платежей. Согласно пункту 290 данного Наставления стоимость электроэнергии, воды и прочих коммунальных услуг, израсходованная на не указанные в наставлении нужды, подлежит восстановлению по соответствующей статье сметы за счет соответствующих потребителей или источников финансирования.
Израсходованные денежные средства не восстановлены в бюджете в связи с невыполнением платными потребителями своих обязательств и непогашением ими задолженности перед воинской частью. Поэтому основания для применения к учреждению мер ответственности отсутствуют.
Погашение войсковой частью 2114 (на основании извещения войсковой части 2442 от 13.12.2000 N 10/117) задолженности перед муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства города Нестерова за водоснабжение в сумме 78,8 тыс. руб. является нецелевым использованием бюджетных средств. В данном случае погашена задолженность с КЭК 110730 "Оплата потребления электрической энергии", тогда как водоснабжение оплачивается по КЭК 110740 "Оплата водоснабжения помещений".
В соответствии с пунктом 18 Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации (утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.04.01 N 35н) "для изменения утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований орган федерального казначейства оформляет предложения в виде уведомления об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований получателю средств федерального бюджета (далее - уведомление) на сумму средств, использованных не по целевому назначению, с указанием кодов бюджетной классификации Российской Федерации, по которым допущено нарушение".
По рассматриваемому эпизоду нарушение допущено по КЭК 110730, а бюджетное финансирование на 78,8 тыс. руб. уменьшено по КЭК 110740, по которому нецелевого расходования бюджетных средств не произошло. Поэтому суд правомерно признал уведомление казначейства от 10.07.03 N 35 недействительным в этой части.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу, отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 25.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 09.06.04 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-11811/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А.Корпусова |
Д.В.Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2004 г. N А21-11811/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника