Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 сентября 2004 г. N А56-4672/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Шевченко А.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от закрытого акционерного общества "БЛ" генерального директора Якушевича О.И., от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу Келеха А.В. (доверенность от 05.01.2004 N 03/01),
рассмотрев 06.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу на решение от 09.03.2004 (судья Королева Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2004 (судьи Шульга Л.А, Петренко Т.И., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N A56-4672/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "БЛ" (далее - ЗАО "БЛ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 21.11.2003 N 12/10429 о доначислении 258 762 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2003 года, начислении 20 руб. пеней за несвоевременную уплату названного налога, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде 51 752 руб. штрафа. Кроме того, Общество просило признать недействительными требование от 21.11.2003 N 0312004301 об уплате налога и требование от 21.11.2003 N 0312004304 об уплате налоговой санкции.
Решением суда от 09.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2004, требования Общества полностью удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, определяющих порядок и условия возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиками товаров на экспорт.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных ЗАО "БЛ" 14.08.2003 декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за июль 2003 года, в соответствии с которой к вычету было заявлено 1 993 017 руб. налога, уплаченного при приобретении товарно-материальных ценностей, использованных при производстве и реализации экспортированного товара, а также предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Принятым по результатам проверки решением от 21.11.2003 N 12/10429 налоговая инспекция начислила Обществу недоимку по налогу на добавленную стоимость и пени, а также привлекла его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 51 752 руб. штрафа.
При этом налоговая инспекция, в частности, сослалась на то, что представленная Обществом грузовая таможенная декларация N 10216040/120503/0017153 составлена с нарушением установленных правил, поскольку в графе 21 названной декларации указано, что экспортируемый товар вывозится с таможенной территории Российской Федерации на теплоходе "ДОРИС". Однако согласно коносаментам и поручениям на отгрузку товар вывозился на теплоходах "АФИЯ", "БОТНИАБОРГ" и "Балтийский-110". Таким образом, по мнению налогового органа, представленные Обществом документы не соответствуют положениям пункта 2 статьи 165 НК РФ.
Требованиями от 21.11.2003 налоговая инспекция предложила Обществу в срок до 01.12.2003 добровольно уплатить задолженность.
Налогоплательщик посчитал решение налогового органа незаконным и оспорил его в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований Общество ссылается на выполнение им всех требований, с которыми законодательством о налоге на добавленную стоимость связано право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров. Кроме того, ЗАО "БЛ" указало, что в спорной декларации указано судно, информацией о котором декларант располагал в момент ее заполнения. Законодательством допускается возможность замены транспортных средств, на которых фактически осуществляется транспортировка товаров, причем данные обстоятельства не отражаются в ранее заполненной грузовой таможенной декларации, а фиксируются в коносаментах и иных перевозочных документах, что и имело место в данном случае.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами заявителя и признали недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение операций по реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 кодекса, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку указанного товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
3) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком или комиссионером (поверенным, агентом) сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара;
4) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
5) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы: копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации; копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса.
При этом превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что суммы налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, налогообложение операций по реализации товаров на экспорт по налоговой ставке 0 процентов и применение налоговых вычетов по таким операциям производятся при условии представления в налоговый орган отдельной налоговой декларации и полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Из материалов дела видно, что налоговый орган отказал Обществу в возмещении налога, ссылаясь на несоответствие сведений о транспортном средстве, которым осуществлялась поставка товаров на экспорт, указанных в грузовой таможенной декларации, сведениям, отраженным в коносаментах и поручениях на отгрузку.
Однако, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, несовпадение указанных сведений не свидетельствует о том, что грузовая таможенная декларация не соответствует требованиям статьи 165 НК РФ и иным нормам законодательства.
Порядок заполнения грузовой таможенной декларации установлен Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 16.12.98 N 848. Согласно пункту 3.2 названной Инструкции в графе 21 грузовой таможенной декларации указываются сведения о транспортных средствах, на которых товары будут фактически перемещены через границу Российской Федерации. В этом же пункте предусмотрено, что в случае отсутствия у декларанта сведений о транспортных средствах в графе 21 проставляется "неизвестно".
Статьей 133 Таможенного кодекса Российской Федерации допускается внесение изменений и дополнений в грузовую таможенную декларацию.
В соответствии с пунктом 4.3 приказа Балтийской таможни Северозападного таможенного управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.07.2000 N 198 "Об утверждении и вводе в действие Положения о таможенном оформлении товаров и транспортных средств в балтийской таможне" в случае переноса погрузки груза с одного судна на другое, связанного с задержкой подхода первоначально указанного судна, экспедитор подает в ОТД Центрального таможенного поста, в котором планировалось оформление судна на отход, заявление с изложением причин переноса погрузки груза на другое судно и просьбой внести изменения в наименование судна в данном поручении на погрузку либо выдать ему комплект документов для оформления в ОТОиТК таможенного поста нового поручения на погрузку. На основании заявления экспедитора с записью сотрудника ОТОиТК таможенного поста на изменение наименования судна сотрудник ОТД Центрального таможенного поста вписывает в поручение на погрузку новое наименование судна, заверяя запись подписью и оттиском ЛНП.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность замены судна, на котором будет осуществлен фактический вывоз товаров на экспорт.
Налоговым органом не оспаривается факт экспорта товаров налогоплательщиком, а также представление им в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией всех документов, перечисленных в пункте 1 статьи 165 НК РФ. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что Общество не нарушило положений законодательства о налогах и сборах, устанавливающих порядок и основания применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4672/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2004 г. N А56-4672/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника