Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 сентября 2004 г. N А56-35721/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Корунд" Ильменской М.В. (доверенность 07.09.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Шершневой А.Г. (доверенность от 19.09.2003 N 14-05/20817), рассмотрев 07.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 20.01.2004 (судья Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 07.06.2004 (судьи Кадулин А.В., Исаева И.А., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35721/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Корунд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 10.07.2003 N 07-06/14972 и об обязании налоговой инспекции возместить Обществу 1 158 333 руб. налога на добавленную стоимость за март 2003 года путем возврата на его расчетный счет и начислить в пользу налогоплательщика 29 859 руб. 25 коп. процентов за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 20.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.06.2004, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило в установленном порядке обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, поскольку не представило в налоговый орган товарно-транспортные накладные, что не позволяет подтвердить факт транспортировки товара от продавца - общества с ограниченной ответственностью "Трейдер" до места передачи, а соответственно и факт отгрузки товара Обществу. Кроме того, налоговый орган указывает об отсутствии сведений о поставщике Общества - обществе с ограниченной ответственностью "Жасминта" и уплате им сумм налога на добавленную стоимость. Налоговый орган также считает, что в рассматриваемом случае начисление процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость возможно только с момента вступления в силу судебного акта.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контрактов от 25.03.2002 N 01 и от 27.09.2002 N 02, заключенных с фирмой "Dolicap Oy" (Финляндия), а также дополнительных соглашений к названным контактам, Общество реализовало на экспорт товар (лесоматериалы), в связи с чем представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за март 2003 года.
В декларации Общество указало выручку от реализации товара на экспорт и предъявило к возмещению 1 168 662 руб. налога на добавленную стоимость.
В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговый орган комплект документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В заявлении от 18.04.2003 N 19 Общество просило возместить 1 158 333 руб. налога на добавленную стоимость путем возврата на его расчетный счет.
Уведомлением от 10.07.2003 N 07-06/14972 налоговая инспекция сообщила заявителю о принятом решении, которым Обществу отказано в возмещении 1 158 333 руб. налога на добавленную стоимость за март 2003 года.
В ходе выездной налоговой проверки соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.03.2003 по 31.03.2003 налоговая инспекция установила необоснованное предъявление налогоплательщиком к вычету 1 158 333 руб. налога на добавленную стоимость за март 2003 года.
Как следует из акта выездной налоговой проверки от 05.08.2003 N 3070742, Общество не подтвердило в установленном порядке обоснованность применения налоговых вычетов, поскольку не представило в налоговый орган товарно-транспортные накладные, что не позволяет подтвердить факт транспортировки товара от продавца - общества с ограниченной ответственностью "Трейдер" до места передачи, а соответственно и факт отгрузки товара Обществу. Кроме того, налоговый орган указал об отсутствии сведений о поставщике Общества - обществе с ограниченной ответственностью "Жасминта" и уплате им сумм налога на добавленную стоимость.
Считая незаконным отказ налогового органа в возмещении 1 158 333 руб. налога на добавленную стоимость, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления налоговой инспекции N 07-06/14972 и об обязании налоговой инспекции возместить Обществу 1 158 333 руб. налога на добавленную стоимость за март 2003 года путем возврата на его расчетный счет и начислить в пользу налогоплательщика 29 859 руб. 25 коп. процентов за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили право Общества на возмещение спорной суммы налога на добавленную стоимость, а также, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 176 НК РФ, удовлетворили требования Общества о начислении процентов за нарушение налоговым органом срока возврата из бюджета налога на добавленную стоимость.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и не находит оснований для их отмены.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Порядок исчисления налога с выручки, полученной от реализации экспортных операций, установлен пунктами 1 и 6 статьи 166 НК РФ. При этом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и не оспаривается налоговой инспекцией, Общество вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за март 2003 года представило в налоговую инспекцию все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями вычета налога на добавленную стоимость по товарам являются: фактическая оплата приобретенных товаров, их оприходование и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров с указанием суммы налога на добавленную стоимость.
Из материалов дела видно и судебными инстанциями установлено, факт приобретения Обществом у общества с ограниченной ответственностью "Трейдер" товара, реализованного впоследствии на экспорт, и его оплаты подтверждается договором поставки от 12.09.2003 N 12-09, счетами-фактурами и платежными документами. Кроме того, пунктом 2 названного договора предусмотрено, что приемка поставленного товара оформляется товарной накладной, которая подписывается представителем продавца и покупателем. Соответствующие товарные накладные представлены в материалах дела.
Налоговым законодательством Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемой продукции, не устанавливается и обязанность экспортера подтверждать эти обстоятельства при предъявлении сумм налога на добавленную стоимость к возмещению.
В пункте 4 статьи 176 НК РФ указано, что возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации по налоговой ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиком и производителем продукции.
В определении от 16.10.2003 N 329-О, принятом по заявлению о проверке конституционности положений абзаца первого пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Доказательств недобросовестности заявителя при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов налоговым органом не выявлено и судом не установлено.
Поэтому довод кассационной жалобы об отсутствии у налоговой инспекции сведений о поставщике - обществе с ограниченной ответственностью "Жасминта" и перечислении им в бюджет сумм налога на добавленную стоимость является несостоятельным.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным уведомление налогового органа от 10.07.2003 N 07-06/14972 и об обязали налоговую инспекцию возместить Обществу 1 158 333 руб. налога на добавленную стоимость за март 2003 года путем возврата на его расчетный счет.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ налог на добавленную стоимость, уплаченный налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (статья 171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) подлежит возмещению налоговым органом из бюджета не позднее трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по экспортным операциям и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
В абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных названным пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Поскольку налоговая инспекция в установленный статьей 176 НК РФ срок не возвратила Обществу подлежащую возмещению сумму налога на добавленную стоимость за март 2003 года, судебные инстанции правомерно обязали налоговый орган начислить в пользу налогоплательщика предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты, исходя из даты вынесения налоговой инспекцией решения об отказе возвратить сумму налога.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 20.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.06.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35721/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2004 г. N А56-35721/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника