Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 сентября 2004 г. N А56-49513/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г. Никитушкиной Л.Л., при участии от при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" Клевцова Д.В. (доверенность от 29.12.2003 N Ю-11/837), Будкина А.С. (доверенность от 29.12.2003), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу Гуськовой О.В. (доверенность от 14.07.2004 N 03-05-1/846к), рассмотрев 07.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу на решение от 01.04.2004 (судья Галкина Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 17.06.2004 (судьи Спецакова Т.Е., Дроздов А.Г., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-49513/03,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 10.09.2003 N 0309000434 об уплате налогов, страховых взносов и пеней.
Решением суда от 01.04.2004 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.06.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция направила 10.09.2003 Федеральному государственному унитарному предприятию "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения России" (правопредшественнику Общества) требование N 0309000434 об уплате 165 руб. 11 коп. недоимки по налогам и страховым взносам и 1 825 727 руб. 77 коп. пеней в срок до 15.09.2003.
Считая требование налоговой инспекции от 10.09.2003 N 0309000434 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта налогового органа недействительным.
Однако, удовлетворяя требования Общества, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующие положения законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Однако пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац третий статьи 2 Закона N 167-ФЗ). Полномочия налоговых органов по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование позволяют им в рамках мероприятий налогового контроля принимать соответствующие решения на основании статей 31, 82, 87 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, налоговый орган, соблюдая досудебный порядок урегулирования споров, вправе направлять страхователям требования об уплате страховых взносов (абзац пятый статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 2.1 Порядка обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.02.2002, налоговые органы обеспечивают передачу органам Пенсионного фонда Российской Федерации копий актов проверок налоговых органов и решений налоговых органов по указанным актам по единому социальному налогу и страховым взносам.
Из положений статьи 25 Закона N 167-ФЗ следует, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взыскание недоимки и пеней по страховым взносам рассматриваются законодателем как самостоятельные полномочия двух различных органов.
Вместе с тем суд первой инстанции не рассмотрел вопроса о привлечении органа Пенсионного фонда Российской Федерации к участию в деле, нарушив тем самым его права, предусмотренные статьей 25 Закона N 167-ФЗ.
Исходя из положений Закона N 167-ФЗ и принятого позднее Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
В статье 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не подпадают под определение понятию "налог", приведенному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку согласно Закону N 167-ФЗ природа этих обязательных платежей иная, то принятый по делу судебный акт подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающий публичные интересы и права лица, не привлеченного судом к участию в деле, а также на основании статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, закрепленному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2004 по делу N 12355/02.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 22.04.2004" следует читать "от 22.04.2003"
Так как вопрос об определении состава лиц, участвующих в деле, и о привлечении их к участию в деле подлежит рассмотрению судом первой инстанции, дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует оценить доводы налоговой инспекции о правомерности начисления Обществу налогов, страховых взносов и пеней, и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.06.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-49513/03 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2004 г. N А56-49513/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника