Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 сентября 2004 г. N А05-1389/04-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от администрации муниципального образования "Мирный" Архангельской области Задворной Л.В. (доверенность от 31.08.2004 N 05-18-1467), Крюковой И.Ю. (доверенность от 30.08.2004 N 05-18-1457); от войсковой части 13991 Макарова А.В. (доверенность от 30.08.2004 N 1635/10); от войсковой части 15155 Макарова А.В. (доверенность от 31.08.2004 N 2249),
рассмотрев 02.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Мирный" Архангельской области на решение от 02.04.2004 (судья Куницына Л.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2004 (судьи Сумарокова Т.Я., Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1389/04-3,
установил:
Администрация муниципального образования "Мирный" Архангельской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к войсковой части 15155 Вооруженных сил Российской Федерации об обязании передать встроенно-пристроенные помещения, расположенные в городе Мирном по адресам: ул. Ленина, д. 3 (универмаг "Юбилейный"), ул. Ленина, д. 17 (магазин "Рябинка"), ул. Ленина, д. 25 (магазин "Лакомка"), ул. Степанченко, д. 5 (магазин N 39), ул. Мира, д. 11 (магазин "Бакалея"), ул. Советская, д. 8 (магазины N 40 и "Кулинария").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Архангельской области; войсковая часть 13991 Вооруженных сил Российской Федерации; дочернее государственное предприятие N 111 Федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа".
Решением от 02.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2004, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Представитель войсковой части 13991 и войсковой части 15155 просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Представители Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Архангельской области и дочернего государственного предприятия N 111 Федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2000 N 1380-р принято предложение муниципального собрания города Мирного и Минимущества России, согласованное с Министерством обороны России и администрацией Архангельской области, о передаче в муниципальную собственность города Мирного находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры войсковой части 15155 Вооруженных сил Российской Федерации, расположенных в городе Мирном, согласно Приложению Минимущества России совместно с Минобороны России и муниципалитетом города Мирного предписано обеспечить передачу объектов социальной инфраструктуры в муниципальную собственность.
В Приложении к указанному распоряжению, где приведен перечень передаваемых в муниципальную собственность города Мирного объектов социальной инфраструктуры войсковой части указаны в том числе, жилые дома, расположенные в городе Мирном по адресу: ул. Ленина, д. 3, 17, 25; ул. Мира, д. 11; ул. Степанченко, д. 5; ул. Советская, д. 8.
Вышеназванные жилые дома переданы войсковой частью в муниципальную собственность, что подтверждается актами приема-передачи, подписанными представителями сторон, утвержденными командиром войсковой части и мэром Мирного и согласованными с Комитетом по управлению имуществом Архангельской области. Впоследствии в акты приема-передачи внесены изменения, заверенные командиром войсковой части и мэром Мирного, согласно которым жилые дома передаются в муниципальную собственность без встроенно-пристроенных помещений.
Администрация, полагая, что жилые дома были переданы в муниципальную собственность вместе со встроенно-пристроенными помещениями, обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 N 1131 в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность могут передаваться находящиеся в федеральной собственности объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в частности жилищный фонд (социального использования), встроенно-пристроенные к жилым домам нежилые помещения коммунального назначения.
По смыслу данной нормы жилищный фонд и встроенно-пристроенные помещения являются самостоятельными объектами социальной инфраструктуры.
В перечне передаваемых в муниципальную собственность города Мирного находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры войсковой части 15155 Вооруженных сил Российской Федерации, расположенных в городе Мирном (Приложение к распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.09.2000 N 1380-р) указаны жилые дома, по следующим адресам: ул. Ленина, д. 3, 17, 25; ул. Мира, д. 11; ул. Степанченко, д. 5; ул. Советская, д. 8, встроенно-пристроенные к жилым домам нежилые помещения в перечень не внесены. В связи с чем суд сделал вывод о том, что в соответствии с данным распоряжением Правительства объектом передачи в муниципальную собственность являлся жилищный фонд социального использования, а не встроенно-пристроенные помещения, используемые для размещения предприятий военной торговли.
Поскольку в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 N 1131 к объектам передачи в муниципальную собственность жилые дома не отнесены, кассационная инстанция считает, что для правильного разрешения спора необходимо установить, на передачу каких конкретных объектов из числа указанных в названном постановлении была направлена воля сторон.
По мнению Администрации, встроенно-пристроенные помещения были переданы в муниципальную собственность вместе с жилищным фондом как составная часть жилых домов. При этом Администрация ссылается на то, что в перечне объектов социальной инфраструктуры войсковой части 15155, передаваемых в муниципальную собственность города Мирного (листы дела 132-140, том 1), который был составлен, согласован и утвержден в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 N 1131, указана площадь и остаточная стоимость жилых домов, включая встроенно-пристроенные к этим домам нежилые помещения. Данное обстоятельство судом не исследовалось.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 13.10.2000 N 728-р, принятым во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.2000 N 1380-р, Комитету по управлению государственным имуществом Архангельской области до 30 декабря 2000 года предписано представить в Минимущество России копии передаточных актов и внести в установленном порядке изменения в реестр федерального имущества. Судом не исследован вопрос, какие конкретные объекты социальной инфраструктуры из подлежащих передаче в муниципальную собственность города Мирного, числятся в указанном реестре, а также какие изменения внесены в реестр в связи с передачей таких объектов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций нельзя признать соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, принимая во внимание доводы сторон, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 02.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1389/04-3 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
И.В. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2004 г. N А05-1389/04-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника