Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 сентября 2004 г. N А44-2208/04-С11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде Новгородской области Митюковой И.Ю. (доверенность от 01.01.04 N 5),
рассмотрев 07.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.05.04 по делу N А44-2208/04-С11 (судья Александров С.А.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде Новгородской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского хозяйства Ложкиной Лидии Николаевны (далее - крестьянское хозяйство) недоимки по страховым взносам за 2002 год в виде фиксированного платежа в сумме 1 800 руб.
Решением суда от 07.05.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение от 07.05.04 со ссылкой на неправильное применением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, подлежит применению статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой глава крестьянского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента регистрации крестьянского хозяйства. Поэтому считает, что крестьянское хозяйство является страхователем и плательщиком фиксированного платежа.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.
Глава крестьянского хозяйства о времени и месте слушания дела извещен, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, отказал в удовлетворении требований управления со ссылкой на то, что крестьянское хозяйство имеет статус юридического лица, находится в стадии ликвидации и не является плательщиком фиксированного платежа.
Как следует из материалов дела, 15.02.93 крестьянское хозяйство зарегистрировано распоряжением администрации Батецкого района Новгородской области N 86-рг и в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица.
28.12.99 постановлением администрации Батецкого района Новгородской области N 259 прекращена деятельность крестьянского хозяйства на основании заявления, прекращено право собственности на земельный участок и изъяты вышеназванные земли из земель крестьянского хозяйства.
В соответствии со статьей 32 Закона РСФСР "О крестьянском хозяйстве" от 22.11.90 N 348-1 (далее - Закон), деятельность крестьянского хозяйства прекращается в связи с изъятием земельного участка. Согласно статье 33 указанного Закона решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов.
Таким образом, на момент принятия постановления администрацией Батецкого района о прекращении деятельности крестьянского хозяйства порядок прекращения деятельности крестьянского хозяйства регулировался указанным Законом.
В соответствии с частью 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Крестьянское хозяйство свой правовой статус не изменяло и числится в государственном реестре как юридическое лицо. Поэтому доводы крестьянского хозяйства, изложенные в возражениях на заявление (л.д. 18), о том, что оно ликвидировано, являются необоснованными.
В связи с вступлением в силу с 01.01.95 части первой ГК РФ крестьянское хозяйство должно было в установленном законом порядке изменить свой правовой статус, что следует из положений пунктов 2-7 статьи 6 и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", однако, как следует из материалов дела, этого не сделало.
Следовательно, доводы управления о наличии у главы крестьянского хозяйства статуса предпринимателя без образования юридического лица только в связи с введением в действие части первой ГК РФ, являются неправомерными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Поскольку крестьянское хозяйство является юридическим лицом, то оно не является плательщиком фиксированного платежа.
Выводы суда являются законными и обоснованными, оснований для их переоценки и отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.05.04 по делу N А44-2208/04-С11 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страховые взносы в бюджет ПФ РФ в виде фиксированного платежа уплачивают индивидуальные предприниматели и адвокаты.
По мнению Управления ПФ РФ глава крестьянского хозяйства считается индивидуальным предпринимателем с момента регистрации крестьянского хозяйства, поэтому крестьянское хозяйство является страхователем и плательщиком фиксированного платежа в ПФ РФ.
Указанный спор возник из-за различного понимания налоговым органом и крестьянским хозяйством оснований приобретения главой крестьянского хозяйства статуса предпринимателя без образования юридического лица.
Суд указал, что поскольку крестьянское хозяйство в установленном порядке не изменило своего правовой статус и является юридическим лицом, оно не обязано уплачивать в ПФ РФ страховые взносы в виде фиксированного платежа.
Исследовав материалы дела, суд установил, что крестьянское хозяйство в едином государственном реестре юридических лиц числится как юридическое лицо. Вместе с тем, в соответствии с п.п. 2-7 ст. 6 и ст. 7 Федерального закона от 30.11.1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ" с 01.01.1995 г. оно должно было в установленном порядке изменить свой правовой статус, но не сделало этого.
Суд пришел к выводу, что глава крестьянского хозяйства статус предпринимателя без образования юридического лица лишь только в связи с введением в действие части первой ГК РФ не получил. А поскольку крестьянское хозяйство имеет статус юридического лица, оно не является плательщиком фиксированного платежа.
Суд поддержал позицию крестьянского хозяйства, решение по делу оставил без изменения, а кассационную жалобу Управления ПФ РФ - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2004 г. N А44-2208/04-С11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника