Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2005 г. в реквизитах настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "N 44-2315/04-С15" следует читать "N А44-2315/04-С15"
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 сентября 2004 г. N 44-2315/04-С15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Дмитриева В.В., Кочеровой Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лесэкспорт" Львова В.В. (доверенность от 04.08.04), рассмотрев 02.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород на решение Арбитражного суда Новгородской области от 27.04.04 по делу N А44-2315/04-С15 (судья Пестунов О.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лесэкспорт" (далее - Общество, ООО "Лесэкспорт") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород (далее - Инспекция) от 22.03.04 N 17-12/142 в части отказа в возмещении 443 310 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2003 года и об обязании Инспекции совершить действия направленные на обеспечение возврата Обществу из бюджета указанной суммы налога.
Решением суда от 27.04.04 требования Общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 27.04.04, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, в бюджете не сформирован источник возмещения НДС, так как товар, поставленный на экспорт, "приобретен через цепочку поставщиков, в которой не установлен первоначальный поставщик, и не подтверждена уплата НДС поставщиками в бюджет".
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель Общества считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просил оставить решение суда от 27.04.04 без изменения.
Законность решения суда от 27.04.04 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела ООО "Лесэкспорт" в соответствии с контрактами с Stora Enso Oyj от 13.02.03 N 37668 и от 18.01.03 N 37659, а также с UPM-Kymmene Forest AS N UPLE 1/1 от 06.06.03 поставило на экспорт лесоматериалы.
В декабре 2003 года Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за ноябрь 2003 года, в соответствии с которой вычету подлежал 1 887 269 руб. налога, уплаченного при приобретении товарно-материальных ценностей, использованных при производстве и реализации экспортной продукции, а также документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
По результатам камеральной проверки представленных ООО "Лесэкспорт" документов Инспекцией принято решение от 22.03.04 N 17-12/142 о возмещении Обществу из бюджета 1 443 959 руб. НДС и об отказе в возмещении 443 310 руб. по причине невозможности проведения встречных проверок предприятий поставщиков продукции 2-го и 3-го звена (обществ с ограниченной ответственностью "Стройсистема", "Стройрегион", "Балтийский регион", "Гамма Сервис", "В-Кран", и др.), поскольку этими организациями документы в налоговые органы не представлены.
Налогоплательщик не согласился с решением Инспекции в части отказа в возмещении из бюджета 443 310 руб. НДС и оспорил его в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований ООО "Лесэкспорт" ссылается на соблюдение им всех требований, с которыми законодательством о налогах и сборах связано право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте продукции.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами заявителя и признал недействительным ненормативный акт налогового органа в оспариваемой части.
Кассационная инстанция считает решение суда от 27.04.04 правильным и не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и соответствующих документов.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты налога поставщику, реального экспорта конкретного товара и представления полного пакета документов, указанных в статье 165 НК РФ.
Как видно из материалов дела и подтверждается налоговым органом, исходя из оспариваемого решения, ООО "Лесэкспорт" представило в Инспекцию вместе с декларацией по ставке 0 процентов все документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ. Факт экспорта лесоматериалов Обществом также подтверждается налоговым органом.
При этом налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на возмещение НДС с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг) и не устанавливает обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации по налоговой ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). Поэтому довод Инспекции об отсутствии у нее сведений, подтверждающих факт перечисления поставщиками в бюджет сумм НДС, является несостоятельным.
Следует также отметить, что в силу статей 32, 82, 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46, 47 НК РФ решать вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у налогового органа не было оснований для отказа ООО "Лесэкспорт" в возмещении спорной суммы налога.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение арбитражного суда Новгородской области от 27.04.04 по делу N А44-2315/04-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 сентября 2004 г. N 44-2315/04-С15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2005 г. в реквизитах настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "N 44-2315/04-С15" следует читать "N А44-2315/04-С15"