Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июля 2004 г. N А26-1346/04-211
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Порфирит" Гренкова Н.А. (доверенность от 01.03.04),
рассмотрев 26.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кондопоге Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.04 (судья Подкопаев А.В.) по делу N А26-1346/04-211,
установил:
Открытое акционерное общество "Порфирит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кондопоге Республики Карелия (далее - налоговая инспекция), выразившегося в отказе списать 647 763,73 руб. пеней по налогу на добавленную стоимость и штрафов, вошедших в сумму задолженности, реструктуризированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, и восстановленной после утраты права на реструктуризацию решением о восстановлении (сохранении) права на реструктуризацию, а также об обязании налоговой инспекции списать указанную сумму пеней и штрафов.
Решением суда от 22.04.04 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие налоговой инспекции в части отказа списать 627 974,11 руб. пеней по налогу на добавленную стоимость и возложил на налоговый орган обязанность списать указанную сумму. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в удовлетворенной части. По мнению налоговой инспекции, на дату подачи Обществом заявления о списании пеней по налогу на добавленную стоимость, вошедших в сумму реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам, им было утрачено право на реструктуризацию задолженности по налогу на добавленную стоимость, поэтому не имеется оснований для списания пени и штрафов в порядке, установленном статьей 138 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002, нормами постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам" и Правилами списания суммы задолженности по пеням и штрафам, утвержденных приказом МНС РФ от 30 апреля 2002 г. N БГ-3-29/235.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кондопоге Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кондопоге Республики Карелия решением от 28.12.01 N 5/1 восстановила утраченное ранее право Общества на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам, в том числе по налогу на добавленную стоимость.
Условия восстановления утраченного права на реструктуризацию задолженности установлены пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002. Для организаций, утративших право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет до 12.06.01., по ее заявлению, поданному не позднее 01.12.01, это право восстанавливается при условии уплаты текущих налоговых платежей, сумм в погашение реструктуризированной задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента нарушения условий реструктуризации.
Управление Министерства по налогам и сборам по Республике Карелия, проверив обоснованность вынесенного нижестоящей районной налоговой инспекцией решения о восстановлении права Общества на реструктуризацию задолженности, пришло к выводу о его незаконности по причине несоблюдения заявителем условий восстановления права на реструктуризацию. Распоряжением от 06.03.02 N 68 нижестоящей налоговой инспекции предписано отменить необоснованно принятое решение N 5/1 о восстановлении права Общества на реструктуризацию задолженности. Во исполнение указанного распоряжения вышестоящего органа, налоговая инспекция решением от 29.03.02 отменила решение от 28.12.01 N 5/1, но лишь в части, касающейся восстановления права на реструктуризацию задолженности по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, с 30.03.02 Обществом утрачено право на реструктуризацию задолженности по налогу на добавленную стоимость, у налогового органа возникла обязанность принятия мер к взысканию имеющейся у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость. При этом право на реструктуризацию пеней и штрафов, как следует из решения налоговой инспекции, Обществом не утрачено.
В связи с возникновением недоимки налоговый орган выставил инкассовое поручение от 21.05.02 N 426, на основании которого банк списал указанную в поручении сумму с расчетного счета налогоплательщика и перечислил в бюджет.
Позднее, решением от 31.07.02, налоговая инспекция прекратила действие решения о восстановлении права Общества на реструктуризацию от 28.12.01 N 5/1 в части спецналога, платежей за добычу общераспространенных полезных ископаемых, штрафов и санкций за нарушение налогового законодательства.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.03 по делу N А26-4072/02-02-05/56 решение налоговой инспекции от 29.03.02 об отмене решения от 28.12.01 N 5/1 в части, касающейся восстановления права на реструктуризацию задолженности по налогу на добавленную стоимость признано недействительным в части отмены решения от 28.12.01 N 5/1 о восстановлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням по налогу на добавленную стоимость и восстановлено право Общества на проведение реструктуризации по пеням на срок по второй квартал 2010 года в соответствии с графиком, утвержденным 28.12.01 соответствующим решением инспекции.
Как следует из резолютивной части названного постановления суда, решение налогового органа об отмене решения о восстановлении права на реструктуризацию задолженности по налогу на добавленную стоимость судом не признано недействительным, право Общества на реструктуризацию задолженности по налогу на добавленную стоимость не восстановлено.
Между тем суд первой инстанции, признавая незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в отказе списать пени по налогу на добавленную стоимость, не учел вышеназванное обстоятельство.
Не получил оценки суда и довод налогового органа о том, что при утрате организацией права на реструктуризацию задолженности, невозможно применение к такой организации порядка списания пеней и штрафов, установленных для лиц, соблюдающих условия реструктуризации и досрочно уплачивающих предусмотренные графиками платежи по налогам.
Не исследована судом и правомерность признания досрочной уплатой Обществом реструктуризированной задолженности по налогу на добавленную стоимость принудительное взыскание налоговым органом денежных средств - недоимки по налогу на добавленную стоимость - с расчетного счета Общества в банке по инкассовому поручению N 426 в порядке статьи 46 НК РФ; непризнание в установленном этих решений недействительными.
Не исследована законность восстановления права налогоплательщика на реструктуризацию задолженности при фактическом неисполнении условий его восстановления, установленных пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, допустимость частичной отмены права на реструктуризацию и (или) восстановление ее в части, по отдельным налогам. Судом не выяснено, на каком основании при нарушении Обществом условий восстановления права на реструктуризацию задолженности по налогам налоговым органом принято решение об отмене решения о реструктуризации задолженности лишь в части налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в ту же инстанцию арбитражного суда, разрешившего спор.
При новом рассмотрении суду необходимо оценить обстоятельства данного дела, в том связанные с восстановлением права Общества на реструктуризацию задолженности; законность такого восстановления; правомерность отмены решения о восстановлении решения о реструктуризации в части; о законности списания налоговым органом задолженности по налогу на добавленную стоимость при отмене решения о восстановлении права на реструктуризацию задолженности по налогу на добавленную стоимость, и правильно применив нормы законодательства, регулирующие порядок проведения реструктуризации, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпунктом 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.04 по делу N А26-1346/04-211 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2004 г. N А26-1346/04-211
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника