Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 июня 2002 г. N А56-6914/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коняевой Е.В., судей Власовой М.Г., Рудницкого Г.М., при участии от государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Бабича Р.Б. (доверенность от 03.01.02),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.02 по делу N А56-6914/02 (судья Несмиян С.И.),
установил:
Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Лорикон" (далее - ЗАО "Лорикон") о взыскании 368125 руб. долга по договору целевого займа от 02.12.97 N 670р/1961 и 68284 руб. 17 коп. процентов.
Решением от 09.04.02 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение и принять новое об удовлетворении иска. В обоснование жалобы ее податель указал, что суд неправильно применил бюджетное законодательство, посчитав, что вопрос о возврате бюджетных средств должны решать органы федерального казначейства.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы.
ЗАО "Лорикон" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, между Фондом и ЗАО "Лорикон" 10.12.97 заключен договор N 670р/1961 (с учетом протокола от 29.03.99), согласно которому Фонд предоставляет ответчику бюджетные средства в размере 570000 руб. для выполнения опытно-конструкторских работ по созданию и выпуску слуховых аппаратов "ДАЛС", а ЗАО "Лорикон" обязуется осуществить возврат Фонду бюджетных средств и процентов по установленному договором графику. Последний срок возврата суммы займа - 22.11.2000, процентов - 22.12.2000.
В исковом заявлении Фонда указано, что обязательства по договору им выполнены, бюджетные денежные средства частично в сумме 220000 руб. перечислены самим Фондом платежными поручениями, частично в сумме 350000 руб. - Управлением федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - Казначейство), однако обязательства по возврату бюджетных средств и выплате процентов ответчиком выполнены не полностью.
Истец заявил суду ходатайство об истребовании из Казначейства справки о зачислении на лицевой счет ЗАО "Лорикон" бюджетных средств в сумме 350000 руб.
Суд отказал в удовлетворении данного ходатайства и вынес решение об отказе в иске, установив, что денежные средства, перечисленные ответчику Фондом в сумме 220000 руб., возвращены полностью, также как и проценты по ним. В решении указано, что денежные средства, перечисленные через Казначейство, не подлежат возврату Фонду, так как истец заключил договор от своего имени и вправе требовать возврата только средств, предоставленных от своего имени.
Кассационная инстанция не может согласиться с решением суда первой инстанции.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 03.02.94 N 65, Фонд является государственной некоммерческой организацией и образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере. Пунктом 7 Положения установлено, что источником формирования Фонда являются бюджетные ассигнования, что позволяет отнести его к государственным учреждениям, финансируемым из федерального бюджета. Договором от 10.12.97 истец предоставил ответчику на определенных условиях бюджетные средства, при этом, как считает кассационная инстанция, не имеет правового значения, каким путем были перечислены эти средства. Вывод суда о том, что Фонд не вправе требовать бюджетные денежные средства, перечисленные Казначейством, противоречит условиям договора и правовому статусу Фонда как бюджетного учреждения. Приложенные к кассационной жалобе документы подтверждают, что Фонд является прямым получателем средств из федерального бюджета.
Кассационная инстанция считает бесспорным, что именно Фонд как сторона по договору, а не Казначейство, не имеющее договорных отношений с ответчиком, имеет право требования от другой стороны надлежащего исполнения обязательства.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого надлежит проверить, исполнены ли сторонами обязательства по договору, в соответствии с положениями части второй статьи 54 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять решение по заявленному истцом ходатайству с целью установления, в какой сумме бюджетные денежные средства перечислены ответчику, после чего принять правильное решение по существу спора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.02 по делу N А56-6914/02 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Е.В. Коняева |
Г.М. Рудницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2002 г. N А56-6914/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника