Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 августа 2002 г. N А56-7090/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Ломакина С.А., при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Мельниковой С.А. (доверенность от 25.02.2002 N 218) и Желтова А.В. (доверенность от 24.02.2000 N 221), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу Лищук В.А. (доверенность от 04.03.02 N 10-09/1626),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение от 09.04.2002 (судьи Жбанов В.Б., Загараева Л.П., Згурская М.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 26.06.2002 (судьи Зайцева В.К., Градусов А.Е., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7090/02,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрайонной инспекции N 1 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 21.02.2002 N 04-31/265 в части начисления 9563470 руб. пеней за нарушение Предприятием установленного срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Решением суда от 26.06.2002 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.06.2002 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению подателя жалобы, сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как в федеральный, так и в территориальный дорожный фонд не установлены, поскольку не приняты законы, предусмотренные статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации": в отношении налога, зачисляемого в Федеральный дорожный фонд - федеральный закон, в отношении налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд - закон субъекта Российской Федерации. Постановление же Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования федерального дорожного фонда Российской Федерации, не относится к федеральным законам.
Предприятие также ссылается на неправомерное начисление пеней за период с 01.01.2001 по 15.02.2002, когда действие вышеназванного постановления Верховного Совета Российской Федерации было приостановлено: на 2001 год - Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ, на 2002 год - Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ. Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд Санкт-Петербурга установлен только Законом Санкт-Петербурга от 23.11.2001 N 784-102, вступившим в законную силу с 01.01.2002. Поэтому податель жалобы утверждает, что начисление пеней возможно в случае нарушения срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за январь 2002 года - то есть после 15.02.2002. На этом основании Предприятием оспаривается начисление 1029294,48 руб. пеней за 2001 год (с 14.03.2001 - даты погашения задолженности по налогу, начисленному за 2002 год) и 165465,08 руб. пеней - за 2002 год.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует читать "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
ГУП "ТЭК Санкт-Петербург" указывает в жалобе и на то, что судами неправильно применены положения статьи 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому пени, образовавшиеся на 1 января 2001 года по налогу на пользователей автомобильных дорог уплачиваются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и территориальные дорожные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до введения в действие этого закона, то есть до 01.01.2001. Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ и от 30.12.2001 N 194-ФЗ, действие абзацев второго и третьего статьи 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ приостановлено (пункт 43 приложения N 38 к Федеральному закону от 27.12.2000 N 150-ФЗ). А с 01.01.2001 согласно статье 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ Федеральный дорожный фонд упразднен. Следовательно, требование об уплате пеней в Федеральный дорожный фонд, выдвинутое налоговым органом в решении от 21.02.2002 года, принятом после упразднения названного фонда, является нормативно необоснованным.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, представитель налоговой инспекции просил оставить решение суда без изменения.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что в ноябре 2001 - январе 2002 года налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения Предприятием налогового законодательства за период с 01.10.98 по 01.10.2001.
В результате проверки выявлен ряд нарушений, в том числе занижение объектов обложения налогом на пользователей автомобильных дорог в марте и октябре 2000 года, а также нарушение месячных сроков уплаты этого налога за период с 01.10.98-23.01.2002.
Решением налоговой инспекции от 21.02.2002 N 04-32/265 Предприятию доначислены налоги, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог, и начислены пени за нарушение установленных сроков их уплаты. Кроме того, Предприятие привлечено к ответственности, установленной статьей 122 НК РФ.
ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" не согласилось с законностью решения налогового органа в части начисления пеней в размере 9563470 руб. за нарушение месячных сроков уплаты налога за период с 15.10.98 по 21.02.2002, обжаловав его в арбитражном суде. В обоснование иска Предприятие указывало на то, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как в части, зачисляемой в Федеральный дорожный фонд, так и в территориальный дорожный фонд законодательно не установлены. Начисление и взыскание пеней в Федеральный дорожный фонд после 01.01.2001 неправомерно, поскольку этот фонд упразднен. Действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым определен Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда, на 2001 и 2002 годы приостановлено.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, однако такое решение, по мнению кассационной инстанция, является недостаточно обоснованным.
Кассационная инстанция считает, что суды правомерно отклонили довод Предприятия об отсутствии до 01.01.2001 нормативно обоснованной обязанности налогоплательщиков ежемесячно уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог как в Федеральный дорожный фонд, так и в территориальный дорожный фонд.
В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Тем не менее, в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов. Следовательно, установленные статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд.
Принимая во внимание, что ГУП "ТЭК Санкт-Петербург" до 01.01.01 нарушало срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный и территориальный дорожные фонды, что Предприятием не оспаривается, налоговая инспекция вправе была начислить пени за несвоевременную уплату названного налога.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций в нарушение требований статей 127 и 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дали оценки по праву и по размеру доводам Предприятия:
- о неправомерном начислении налоговой инспекцией пеней в сумме 1194759,56 руб. за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, подлежащего уплате в территориальный дорожный фонд Санкт-Петербурга за период с января 2001 года по 15.02.2002.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (пункт 6 приложения N 38) действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 на 2001 год приостановлено. Иных законодательных актов федерального уровня об установлении срока уплаты этого налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, в 2001 году принято не было. Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2001 N 784-102 "О внесении изменений и дополнений в законы Санкт-Петербурга, регулирующие вопросы налогообложения", которым установлены ежемесячные сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд Санкт-Петербурга, вступил в силу с 01.01.2002;
- об отсутствии оснований для начисления и взыскания налоговой инспекцией в 2002 году пеней за нарушения месячных сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в Федеральный дорожный фонд, допущенные до 1 января 2001 года, но выявленные в 2002 году (1252901 руб. пеней за период с 01.01.2001 по 13.03.2001 и 102665,46 руб. за период с 15.10.98 по 01.01.2001).
Статьей 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный дорожный фонд упразднен. Именно в этот фонд наряду с налогом поступали пени, начисленные за нарушение сроков его уплаты. При взыскании пеней в 2002 году в упраздненный Федеральный дорожный фонд, налоговым органом не указана норма закона, в которой было бы указано на право налоговых органов после 01.01.2001 начислять и взыскивать недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачислявшегося в Федеральный дорожный фонд и начислять пени за нарушения сроков уплаты этого налога, выявленные после 1 января 2001 года - даты упразднения Фонда, а также решен вопрос о том, куда зачисляются указанные средства и как используются.
Действие части второй и третьей в статьи 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в части уплаты недоимки, пеней и штрафов в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ (пункт 43 приложения N 38) и от 30.12.2001 N 194-ФЗ (пункт 49 приложения N 17) приостановлено на 2001 и 2002 годы, а пункт 3 статьи 4 Федерального закона N 118-ФЗ регулирует вопросы взимания налога в территориальный дорожный фонд, а не недоимок по платежам в Федеральный дорожный фонд;
- о необоснованности решения налоговой инспекции в части о начислении пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог "по размеру" в связи с неправильным распределением выявленных нарушений сроков уплаты налога по периодам: до 01.01.2001 и после 01.01.2001;
- о погашении недоимок по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачислявшегося в территориальный дорожный фонд, имевшейся по состоянию на 14.03.2001, о появлении у Предприятия переплаты налога, которая не учтена налоговой инспекцией;
- о вынесении судом оспариваемого судебного акта без учета данных акта сверки (л.д. 122), проведенной по требованию суда.
Кроме того, не получила оценки судов правомерность проверки соблюдения налогового законодательства, в том числе сроков уплаты налогов, за период после 01.10.2001: как следует из вводной части акта (л.д. 13), проверка проводилась за период с 01.10.98 по 01.20.2001.
Учитывая изложенное, принятые по делу решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции в соответствии со статьей 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо дать оценку доводам истца по праву и по размеру, проверить правильность расчета налоговым органом пеней, доначисленных по решению от 21.02.2002 N 04-31/265.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 26.06.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7090/02 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2002 г. N А56-7090/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника