Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июля 2002 г. N А56-9519/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Ломакина С.А.,
при участии от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" Розановой И.Н. (доверенность от 20.07.2002), Колабина Т.Б. (доверенность от 14.05.2002), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Тиховой О.Е. (доверенность от 12.03.2002),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2002 по делу N А56-9519/02,
установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" (далее - Университет) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета 2821830,26 руб. излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за период с апреля 1999 года по второй квартал 2001 года.
Решением суда от 22.05.2002 иск удовлетворен в части обязания налоговой инспекции возвратить истцу из бюджета 361096,75 руб. налога на пользователей автодорог. В остальной части в иске отказано, поскольку доходы от платной образовательной деятельности, осуществляемой в рамках государственных образовательных стандартов, не освобождаются от налогообложения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Университет просит отменить решение суда и отказать в иске, ссылаясь на неправильное применение судом Закона Российской Федерации "Об образовании".
В судебном заседании представитель Университета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель налоговой инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в 1998-2001 годах истец оказывал платные образовательные услуги, и доходов от данной деятельности уплачивал налог на пользователей автомобильных дорог.
Полагая, что налог уплачен неправомерно, Университет письмом от 08.11.2001 N 380 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате 3398946,28 руб. излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за период с третьего квартала 1998 года по второй квартал 2001 года.
Истцом и налоговой инспекцией проведена сверка расчетов, в ходе которой размер уплаченного налога уменьшен до 3772297,77 руб., в том числе за период с апреля 1999 года по второй квартал 2001 года - до 2821830,26 руб.
Поскольку налоговый орган не принял решения о возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченного налога, Университет обратился в арбитражный суд с иском о возврате из бюджета 2821830,26 руб. указанного налога.
Кассационная инстанция полагает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно уставу Университета (в редакциях, зарегистрированных решением Регистрационной палаты мэрии Санкт-Петербурга от 24.12.93 N 5716 и решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга от 19.12.2000 N 226555) истец в проверяемый период имел статус образовательного учреждения и обладал правом оказывать услуги в сфере образования, в том числе платные.
Пунктом 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов.
Действительно, согласно пунктам 1 и 2 статьи 45 Закона Российской Федерации "Об образовании" государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской.
Однако это не значит, что любая иная деятельность образовательного учреждения является предпринимательской и подлежит налогообложению.
В соответствии с пунктом 8 статьи 41 упомянутого Закона Российской Федерации образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг.
В пункте 3 статьи 47 Закона "Об образовании" разъяснено, что деятельность образовательного учреждения по реализации продукции (работ, услуг) относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения образовательного процесса в данном образовательном учреждении.
То есть в Законе "Об образовании" уточнено понятие предпринимательской деятельности применительно к специфике деятельности в сфере образования.
Норма Закона "Об образовании", предусматривающая налоговую льготу, регулирует налоговые отношения и, следовательно, входит составной частью в систему налогового законодательства. Поэтому применение данной нормы не противоречит законодательным актам о налогах и сборах.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (пункт 15) также подтвердил, что до введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Факт реинвестирования средств, полученных от оказания платных образовательных услуг, в Университет и на нужды образовательного процесса в Университете подтверждается отчетами об исполнении смет доходов и расходов (л.д. 20-28).
Таким образом, истец имеет право применения налоговой льготы, предусмотренной пунктом 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "Об образовании", и суммы налога на пользователей автомобильных дорог, уплаченные Университетом за период с апреля 1999 года по второй квартал 2001 года, являются излишне уплаченными в бюджет.
В соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику по заявлению налогоплательщика.
В данном случае налоговая инспекция не рассмотрела заявление истца о возврате излишне уплаченного налога, в связи с чем иск подлежит удовлетворению в полном объеме, а решение суда - частичной отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2002 по делу N А56-9519/02 отменить в части.
Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга возвратить государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" из бюджета 2460733,51 руб. излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июля 2002 г. N А56-9519/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника