Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 сентября 2004 г. N А56-48384/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В. судей Изотовой С.В. и Кустова А.А.,
рассмотрев 07.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области на определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.04 по делу N А56-48384/03 (судья Блинова Л.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к федеральному государственному унитарному торфопредприятию "Заплюсское" (далее - Предприятие) о взыскании 28 539 руб. штрафа за неуплату в установленный законодательством о налогах и сборах срок доначисленной суммы земельного налога.
Определением от 18.05.04, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, заявление Инспекции оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе Инспекция просит определение отменить, дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Податель жалобы ссылается на то, что санкция за налоговое правонарушение согласно статьям 2, 4 Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) не относится ни к денежным обязательствам, ни к обязательным платежам. Таким образом, в силу пункта 5 статьи 4 Закона, а также части 1 статьи 212 АПК РФ, пункта 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика в судебном порядке вне рамок дела о банкротстве.
Инспекция и Предприятие надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность определения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции от 01.10.03 N 11/331/1-р Предприятие привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 28 539 руб. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Инспекцией в этот же день в адрес Предприятия было направлено требование об уплате в срок до 18.10.03 суммы штрафа.
В связи с тем, что Предприятие в установленный срок штраф не уплатило, Инспекция 05.12.03 обратилась в суд с настоящим заявлением.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.04 по делу N А56-43976/03 в отношении Предприятия введена процедура наблюдения.
Суд, оставляя заявление Инспекции без рассмотрения в связи с несоблюдением порядка урегулирования спора, указал на то, что требование последней должно быть заявлено и рассмотрено в рамках дела о банкротстве Предприятия.
Данный вывод суда сделан в результате неправильного применения норм процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 148 АПК РФ, на который сделана ссылка в обжалуемом определении, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден предусмотренный федеральным законом или договором претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком.
Однако положения данной нормы не подлежат применению в спорном правоотношении, поскольку для взыскания налоговой санкции законом не предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора. Напротив, пунктом 7 статьи 114 НК РФ определено, что налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 63 Закона установлено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением требований, установленных Законом порядка предъявления требований к должнику;
по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом.
Поскольку процедура наблюдения в отношении Предприятия введена после наступления срока исполнения решения Инспекции, а также обращения последней в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции, то у суда отсутствовали предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации основания для оставления заявления Инспекции без рассмотрения.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения заявления Инспекции по существу в рамках дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.04 по делу N А56-48384/03 отменить.
Дело направить в первую инстанцию того же суда для рассмотрения по существу.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2004 г. N А56-48384/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника