Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2004 г. N А05-2119/04-3
Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 14.09.2004 кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.05.2004 по делу N А05-2119/04-3 (судья Куницына Л.Л.),
установил:
Товарищество собственников жилья "Майский" (далее - ТСЖ "Майский") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 10 328 руб. 28 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот сотрудникам милиции и членам их семей за период с апреля по июнь 2002 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции").
Определением от 30.03.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены муниципальное образование "Город Архангельск", субъект Российской Федерации Архангельская область в лице Департамента финансов Архангельской области (далее - Департамент финансов), Министерство юстиции Российской Федерации, управление Государственной противопожарной службы.
Определением от 19.04.2004 а отдельное производство выделены требования о взыскании убытков, возникших у истца в сзязи с предоставлением льгот работникам Управления исполнения наказаний и работникам Государственной противопожарной службы.
Требования о взыскании 6515 руб. 27 коп. оставлены в настоящем деле.
Решением суда от 20.05.2004 исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации за счет федерального бюджета взыскано 6515 руб. 27 коп. В удовлетворении требований к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, Российская Федерация полностью выполнила взятые на себя обязательства, поскольку лица, участвующие в деле, не подавали заявок о своих потребностях в бюджетных средствах в связи с предоставлением льгот по федеральным законам. Кроме того, Минфин просит исключить из суммы иска налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 1086 руб. 09 коп.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с апреля по июнь 2002 года ТСЖ "Майский" на основании Закона "О милиции" предоставляло сотрудникам милиции и членам их семей 50-процентную скидку в оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в результате чего недополучило прибыль в сумме 6515 руб. 27 коп.
Согласно части 3 статьи 30 Закона "О милиции", утратившей силу с 01.07.2002 на основании Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ, сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг. Названной нормой установлено, что указанная льгота компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
Статьей 9 Закона "О милиции" предусмотрена возможность создания подразделений милиции общественной безопасности субъектами Российской Федерации. Согласно названной статье увеличение расходов органов местного самоуправления, связанных с финансированием милиции общественной безопасности, которое возникло в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется указанными органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Следовательно, возмещение расходов ТСЖ "Майский" на предоставление названных льгот сотрудникам милиции должно осуществляться из средств бюджета, за счет которых создано и финансируется соответствующее подразделение. Таким образом, при формировании бюджета субъект Российской Федерации и органы местного самоуправления должны предусматривать в своих бюджетах средства на возмещение расходов по предоставлению льгот сотрудникам соответствующих подразделений.
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае смешанного финансирования подразделений из федерального и других нижестоящих бюджетов распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации совместных расходов производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации. Такого порядка распределения расходов в отношении льготы, предусмотренной Законом "О милиции", в настоящее время законодательством не предусмотрено.
Таким образом, взыскание убытков, возникших в результате предоставления льготы по части 3 статьи 30 Закона "О милиции", за счет бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета возможно при финансировании подразделений милиции исключительно из средств бюджета данного субъекта Российской Федерации и местного бюджета. В остальных случаях возмещение происходит за счет средств федерального бюджета.
Установив, что сотрудники милиции, которым истец предоставил спорную льготу, проходят службу в подразделениях, имеющих смешанное финансирование, суд пришел к правильному выводу о необходимости взыскания расходов истца с Российской Федерации.
Вместе с тем кассационная инстанция считает правильным довод подателя жалобы о необходимости исключения из суммы иска НДС в размере 1086 руб. 09 коп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Пункт 1 статьи 146 Кодекса определяет объекты налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является. Следовательно, судом первой инстанции неправомерно взыскана денежная сумма, включающая сумму НДС.
Согласно решению Архангельского городского Совета депутатов от 31.01.2002 N 3 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для населения по скоплению и горячему водоснабжению" тарифы на коммунальные услуги для населения города утверждены с учетом НДС.
Учитывая вышеизложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.05.2004 по делу N А05-2119/04-3 отменить в части взыскания 1086 руб. 09 коп. В иске в этой части отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2004 г. N А05-2119/04-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника